Как повзрослеть… взрослому
Психологический возраст не зависит от количества прожитых лет. Так, "ребенком" можно оставаться до глубокой старости, и минусов в этой ситуации гораздо больше, чем плюсов. Так, люди, застрявшие в "детской" позиции, наотрез отказываются брать ответственность за свои поступки и решения. Поэтому уверены, что в их неприятностях виноват кто угодно: злые начальники, завистливые коллеги, бестолковые спутники жизни, неблагодарные дети – только не они сами. Чаще всего "дети" не задумываются о том, что они не являются авторами своей жизни. Но если человек осознал, что ему недостает самостоятельности и умения слышать тихий голос разума, он начинает ломать голову над тем, как достичь "психологического совершеннолетия". О том, что для этого необходимо предпринимать, порталу www.interfax.by рассказал психолог Сергей Ермаков (г. Владимир).
– Какие признаки позволяют судить о том, что человек не достиг психологической зрелости? Каковы минусы "детской" позиции?
– На мой взгляд, психологическая зрелость и "детская" психологическая позиция не являются взаимоисключающими.
Собственно, зрелость – это состояние баланса и равновесия, когда качества и свойства, которые проявляет человек, соответствуют контексту ситуаций, событий и состояний, в которых он пребывает. Иногда побыть "ребенком" – здорово и полезно, есть ряд ресурсных преимуществ: спонтанность, эмоциональная естественность, открытость другим людям, новому опыту, творчеству, возможность снизить или полностью переложить ответственность за какие-то вопросы на других.
Подобные проявления могут быть полезны и уместны, когда в жизни человека наблюдается общий дисбаланс в сторону постоянного самоконтроля, сдержанности, тотальной ответственности за всё и за всех.
К минусам "детской" позиции можно отнести:
- как правило, зависимое и подчиненное положение от того, кто психологически сильнее;
- сниженную способность позаботиться о себе, защитить свои права, проявить себя;
- неспособность в полной мере осознать сложность и вариативность многих аспектов жизни;
- сниженную способность контроля эмоций и настроения, преобладание ситуативных эмоций "хочу"/не хочу".
Однако замечу, что минусы эти, которых можно назвать еще с десяток, не абсолютные – в том смысле, что подобные проявления в большей степени делают неудобным человека для окружающих, нежели для него самого.
– По каким причинам человек может застрять в детстве? Какова ответственность семьи? Школы? Общества в целом?
– Выделю две причины:
Нет причин психологически взрослеть. Пока окружение человека обеспечивает комфортные для него условия, изменений не произойдет. Чтобы состоялся переход, нужны либо внутренние движущие силы развития, либо резкое изменение внешних условий (потеря поддержки и защиты), делающих "детскую" стратегию невозможной.
Нет навыков психологического взросления. Даже если у человека есть желание или его внешние условия больше не позволяют быть психологически "ребенком", то этого не всегда достаточно. Необходима информация о том, как можно вести себя по-другому, и обучение новым навыкам, стратегиям.
Ответственность семьи, школы и Общества в целом за то, что человек остается в "детской" позиции, конечно, присутствует. Как бы внешние системы ни жаловались на неудобства, но для них существует очень весомое преимущество: человеком в "детской" позиции легко управлять, он удобный и безопасный.
Претензии во многом возникают, когда у какой-либо системы, поддерживающей человека, наступает нехватка ресурсов. Именно тогда и начинаются разговоры о том, что человек должен отвечать за все сам, заботиться о себе, обеспечивать себя и т.д. Кстати, именно противоречивые требования одних и тех же внешних систем могут сильно тормозить человека в развитии и не давать ему возможности сдвинуться вперед, вызывая как бы "зависание".
– Человек осознал, что в жизни занимает позицию "ребенка", и его это не устраивает. Что он должен предпринимать для того, чтобы начать взрослеть?
– Прежде всего понять, что не нужно воспринимать это как болезнь и кидаться из крайности в крайность. Как я уже говорил, "детская" позиция имеет не только минусы, но и ресурсные возможности. Поэтому, корректируя поведение, следует ориентироваться не на полный отказ в пользу другой стратегии, а на расширение поведенческого диапазона и сбалансированность.
Начать же можно с того, чтобы оценить ситуацию в жизни в целом, взглянуть на то, в каких аспектах проявляется "детская" позиция и в чем именно, как конкретно она мешает. Например, чрезмерная чувствительность к критике, зависимость от чужого мнения, неумение контролировать свои эмоции, отсутствие планирования деятельности, целеполагания ("жизнь одним моментом"). С такими проявлениями человеку трудно создавать и развивать полноценные близкие отношения.
Следующий шаг – обдумать варианты того, как человек хотел бы вести себя по-другому, что хотел бы чувствовать, к чему новое поведение и отношение должны привести. Затем постепенно начинать пробовать вести себя по-новому, поначалу в чем-то небольшом, в безопасных условиях, чтобы понять, подходит ли новое поведение, и наработать первичные навыки.
Не стану говорить, что это просто сделать, вовсе нет, именно поэтому психологические сложности в эффективной для себя социальной адаптации – одна из главных проблем современного человека. Нужна последовательная работа "от малого к большому", и хорошо, если на первом этапе она будет осуществляться при помощи психолога. Поскольку я отношусь к специалистам, которые воспринимают и рассматривают человека как целостную систему, то считаю, что работать необходимо не с отдельными ситуациями (например, болезненной реакцией на критику начальника), а с системой восприятия через "детскую позицию".
Беседовала Ирина Барейко