В январе при строительстве жилого комплекса «Прибужский квартал» в самом центре Бреста были найдены человеческие останки. Всего по официальным сведениям были обнаружены фрагменты 1214 человек. История получила широкий общественный резонанс. По информации историков-краеведов на этом месте в начале войны фашисты расстреливали евреев. Рядом располагалось еврейское гетто.
Немного об истории вопроса
Трагические страницы истории 1000-летнего города связаны со многими местами. Самым известным из них стала Брестская крепость с ее многочисленными фортами. На месте взорванного в годы Первой мировой форта «Дубняки» в 1941-м расстреляли десятки тысяч евреев, которых сгоняли сюда не только из Бреста, но и из окрестных населенных пунктов. Весной на этом месте краснеют стволы осин, а из-под земли выходят кости и предметы одежды. Жуткая картина, когда на вашем пути вдруг окажутся детские сандалики…
Память о жертвах Холокоста в Бресте хранят бережно. Еврейская община многое сделала для увековечивания этого леденящего душу эпизода в истории человечества. Брест поддерживает тесные связи с Израилем, общинами в Беларуси и других странах. Не так давно доброй традицией было проведение в городе над Бугом международной конференции школьников «Холокост: память и предупреждение».
Однажды пришлось побывать на ней и услышать доклад мальчика из Волгограда. Совсем еще юный человек задался вопросом, почему евреи, которых вели в газовые камеры в концлагерях, улыбались…Словом, можно многое рассказать о том, что город, где до войны половину населения составляли евреи, что было характерной чертой для всей Западной Беларуси, чтит память о жертвах нацизма.
Что видят за океаном
После того, как обнаруженные на стройплощадке «Прибужского квартала» останки, а вернее их дальнейшая судьба, приковали внимание общественности, о проблеме рассказали издания в самых разных странах.
В конце апреля центральное издание США «The New York Times» опубликовало статью журналиста Эндрю Хиггинса под заголовком «На стройплощадке в Беларуси найдены кости 1214 жертв Холокоста». Публикация рассказывает об отношении различных людей в Бресте к проблеме найденных останков.
Вот некоторые выдержки из статьи:
«Стремясь утихомирить конфликт, мэр Бреста, Александр Рогачук в прошлом месяце сообщил местным журналистам, что город, место ожесточенных боевых действий как в мировых войнах, так и в предыдущих конфликтах, был построен на безымянных могилах бесчисленных неизвестных жертв войны.
«Здесь все грешники», — сказал он. «Мы все ходим по трупам», хотя было предположение, что на строительной площадке может быть «несколько десятков» трупов, мэр сказал, что «никто не ожидал такого большого количества»».
«Наряду с вызывающими ужас воспоминаниями, братская могила на строительной площадке элитного жилья разожгла очень современные дебаты о коррупции, злоупотреблении властью и продолжающемся антисемитизме в стране, которой 25 лет управляла один и тот же человек – «железный» лидер, президент Александр Лукашенко.
Регина Симоненко, лидер местной еврейской группы под названием Бриск, старое название Бреста на идиш, жаловалась, что муниципальные власти никогда не должны были выдавать разрешение на строительство в этом месте и теперь спешат похоронить обнаруженные кости без надлежащего расследования, чьи это останки».
«Это привело в бешенство Ирину Лавровскую, архитектора и защитника природы. Она запустила онлайн-петицию стребованием, чтобы строительство на этом участке было полностью остановлено, чтобы оно было огорожено и превращено в «мемориальный парк» для евреев, убитых нацистами».
«Тем не менее, будучи самой советской из стран, возникших после распада Советского Союза в 1991 году, Беларусь придерживается позиции Сталина и его преемников о том, что евреи были лишь одной из многих групп советских граждан, убитых нацистами, и не заслуживают особого признания».
«Они антисемиты по инерции», — сказала Лавровская».
«Ефим Басин, местный еврейский активист не согласен с призывами Регины Симоненко и некоторых других, чтобы отложить перезахоронение и дать время для экспертам взять образцы ДНК чтобы создать генетические базу данных погибших.
«Эти люди мертвы. Пусть им будет покой», – сказал он.
Продолжится ли строительство на этом месте, для него не имеет особого значения.
«Я никогда бы не купил квартиру в этом доме. Но если некоторые идиоты хотят жить в этом месте, это их дело», – цитирует еврейского активиста The New York Times.
Как видите, в статье красной нитью скользит обвинение белорусов и особенно руководства в Бресте в антисемитизме только лишь по той причине, что они не делят жертв войны по национальному признаку. Серьезное обвинение с натянутыми аргументами привычная картина для западных СМИ в отношении постсоветских независимых государств.
Почему американские идеологи продолжают плясать на костях
Ситуация напоминает описанную в фантастическом романе «2008» безвременно ушедшего из жизни, замечательного журналиста и публициста Сергея Доренко. Помните, как Владимир Путин просил Шредера передать западным пропагандистам, чтобы меньше писали о нем всякой чернухи. «В ноябре вышло 7 статей, а в декабре уже 17», — констатировал герой романа, все по тому, считал он, что в декабре больше поводов.
Вот и Беларусь, с приближением памятных майских дат, очень часто становится объектом для нападок западной прессы. То монумент «Мужество» в Брестской крепости CNN признает самым уродливым, а то вот за проблемы Холокоста и антисемитизма взялись.
При всем при том, если бы автор публикации опирался бы действительно на мнение еврейской общины в Бресте, то он бы знал, что после переговоров в администрации города были расставлены все точки над «i» в вопросе перезахоронения, обнаруженных останков, а работы по увековечиванию памяти жертв Холокоста в этом месте будут проведены за счет города.
Кроме того, позиция самой общины, как принято у евреев не приветствует какого-то помпезного отношения к захоронениям. Об этом не раз говорили руководители брестской общины.
В 2014 году конфликт с CNN выступившей с оскорблением памятника, стоящего на некрополе, завершился нотой протеста российской дипломатии. На обвинение в антисемитизме белорусское общество пока не отреагировало, а зря. Беларусь исторически доказала, что места националистическим амбициям, неважно против какой национальности или вероисповедания, здесь нет и быть не может.