Почему одни белорусы бегут из деревни, а другие хотят в ней жить?
11.05.2019 09:42
—
Разное
И чего не хватает сельской местности, чтобы стать привлекательной для жизни.
Александр Лукашенко посоветовал белорусам покупать землю в деревне и уезжать жить подальше от Минска, пишет zautra.by
− По полгектара, а можно и гектар земли взять… Это ваше богатство, ваших детей в будущем. возьмите эту деревню, возродите ее, − заявил глава государства во время послания народу и парламенту.
Поменяли квартиру в Минске на дом у озера
Журналистка Юлия Терентьева отказалась от бурлящей жизни в столице и вместе с семьей уехала в деревню под Браславом. Она рассказала Завтра твоей страны, чем выгодно отличается жизнь в сельской местности и чего в ней не хватает.
− В Минске была постоянная конкуренция за ресурсы. И появлялась она на пустом месте. Мы вынуждены были конкурировать за хорошую школу, нормальное медицинское обследование. Хотя мы платим не маленькие налоги, − рассказывает Юлия Терентьева.
Чтобы устроить дочку в детский сад, пришлось становиться в очередь, когда ей было 10 дней. В самом саду в шкафчике хранились вещи 2-3 детей -- такие большие формировались группы. Очередь на прививку была более 60 человек.
Наступил момент, когда Юлия и ее муж Станислав осознали, что город развивается, микрорайон, в котором они живут, постоянно уплотняется, а инфраструктура и социальные услуги остаются на прежнем уровне.
Специфика профессии и Юлии, и ее супруга позволяла им работать, находясь в любой точке страны. И они решили уехать – обменяли квартиру в столице на дом на берегу озера. Уехали далеко, в Браславский район, потому что переезд в ближайшие к Минску населенные пункты не решил бы тех проблем, от которых стремилась избавиться семья.
Деревенский комфорт против городской суеты
Сюрпризом стало, что теперь можно жить без ежегодного обязательного отключения горячей воды и отапливать дом не по общегородскому расписанию, а когда нужно самой семье, − и отопление, и канализация автономные.
Главными же плюсами после переезда стали более заботливое отношение врачей в поликлинике и учителей в школе. Секрет простой – детей здесь меньше, врач и учитель могут уделить им больше времени и внимания. Организации для дополнительного образования тоже доступны: музыкальная школа, студия искусства, центр детей и молодежи.
− Мы живем в 9 километрах от города. Есть школьный автобус, на котором теоретически девочки могли бы ездить в школу. Но пока мы ездим на машине, потому что отвозим младшего сына в детский сад, − рассказывает Юлия.
Фото из личного архива героини
Положительным она считает и то, что в частном доме можно держать животных, дети играют на свежем воздухе, безопасно катаются на велосипедах. Еще семье импонирует возможность покупать продукты местных производителей и фермеров, выращивать свои овощи.
− Когда вы живете в деревне, вы чаще принимаете на себя ответственность за ход и организацию своей жизни. Хотите есть картошку − можете ее посадить или купить, − поясняет Юлия Терентьева.
Среди минусов она указывает недостаточно развитую инфраструктуру и отсутствие современных и качественных детских площадок.
− Даже площадка Национального парка «Браславские озера» небезопасная, − говорит Юлия.
За другими развлечениями или недоступными на месте покупками семья ездит в крупные города, и не только в столицу.
Спасет деревню частная инициатива
На новом месте Юлия стала управлять придорожным кафе. Отчасти благодаря этому заметила проблемы, которые мешают развиваться или хотя бы не вымирать деревням и небольшим городам.
С хорошими доходами можно вполне комфортно жить в сельской местности. Но жители глубинки часто как раз зарабатывают немного, а часть людей просто не готова трудиться больше, чтобы иметь более высокий заработок.
− В том же Браславе достаточно людей, которые умеют зарабатывать, они строят и сдают комфортные агроусадьбы, выращивают качественную продукцию., − говорит собеседница.
Поднимать заработки без расширения частного сектора не получится, это будет возможно только с притоком инвестиций и развитием бизнеса в регионах.
− 30-40% сельской молодежи не хотели бы уезжать из деревни. Но они вынуждены, потому что здесь им делать нечего. Для открытия собственного бизнеса нет стартового капитала, − рассказывает Юлия.
Из-за сильного, местами чрезмерного, регулирования небольшим частным инициативам сложно развиваться и конкурировать с крупными компаниями.
− Мне для кафе, например, проще взять на реализацию российские пирожные с химическими добавками, поскольку у местных самозанятых продукты не сертифицированы, − делится она.
Сейчас фермеры, ремесленники, самозанятые практически не имеют возможности продавать свою продукцию через магазины или точки общепита. Это сильно тормозит их развитие. Между тем магазины с местной продукцией, как и покупка кафе и ресторанами продуктов у локальных производителей, поддерживали бы местную экономику, обеспечивали бы занятость и стимулировали появление новых микро- и малых организаций. Это создавало бы уникальные черты местности, подстегивало бы развитие туризма.
Ставка на фермерство, возможность небольшому бизнесу и самозанятым реализовывать свою продукцию без излишних бюрократических барьеров, гарантия частной собственности способствовали бы возрождению сельской местности, считает Юлия Терентьева. Тогда бы люди с бóльшим желанием оставались в деревнях и районных центрах, развивая их.