Виктор Лукашенко и будущее беларусской политики
10.05.2019 13:15
—
Разное
Политический аналитик Юрий Царик изложил свою версию последних перестановок в окружении Александра Лукашенко и предлагает по-новому посмотреть на роль его старшего сына Виктора.
слева направо: Виктор, Николай, Дмитрий и Александр Лукашенко
Старший сын главы государства Виктор, который является его помощником по национальной безопасности, неожиданно оказался в центре внимания экспертного сообщества в связи с так называемым «заговором силовиков».
Версия всплыла в телеграм-каналах из-за громких задержаний заместителя госсекретаря Совета безопасности Андрея Втюрина и гендиректора «Белтелекома» Сергея Сиводедова. Были обещаны новые аресты высокопоставленных представителей силового блока.
В сети появилось даже характерное для подобных сюжетов «документальное свидетельство» в виде фото явно сфабрикованного документа «о планах заговорщиков». При этом Виктор Лукашенко, по мнению анонимных авторов вбросов, чуть ли не одновременно выступал лидером заговора и его разоблачителем.
Позже пророссийские телеграм-каналы «уточнили» информацию, заявив, что заговор был, мол, не пророссийским, а антироссийским, и что лояльные силовики задерживают в качестве участников этого заговора лиц, близких к Виктору Лукашенко.
Версию тут же подхватили российские медиа. При этом роль старшего сына главы государства так и осталась «неоднозначной».
Очевидно, весь этот информационный шум является операцией прикрытия и призван смягчить эффект от задержания пророссийских фигур в беларусском госаппарате и самих российских вербовщиков, передававших взятки высокопоставленным чиновникам.
Однако особый интерес телеграм-каналов к фигуре Виктора Лукашенко заставляет внимательно посмотреть на то, каким образом текущие события могут повлиять на его карьеру и что это всё может значить для эволюции беларусской политики.
История вопроса
На мой взгляд, роль Виктора Лукашенко в беларусской политике мифологизирована и зачастую неверно интерпретируется. Его часто изображают в качестве всесильного куратора силового блока, расставляющего на все должности своих друзей и конфидентов.
На деле же аппаратные возможности этой фигуры далеко не безграничны. Виктор Александрович является членом Совета безопасности Беларуси с правом совещательного голоса. При этом едва ли не каждый из крупных назначенцев, которых связывают с именем старшего сына главы государства, выступает самостоятельным аппаратным игроком, который в итоге действует, исходя из собственных интересов, понимания своего мандата, а также корпоративных интересов и корпоративной культуры своего ведомства.
Если же мы посмотрим на людей, которые действительно и достоверно являются друзьями Виктора Лукашенко, то окажется, что их судьба складывалась не очень просто.
Например, его сослуживец по погранвойскам Игорь Рачковский строил блестящую карьеру, дослужившись до генерал-майора и возглавив Госпогранкомитет. Однако в 2012 году он стал жертвой провокации, известной как «плюшевый десант».
После жёсткого увольнения в 2012 году его карьера покатилась по наклонной. Рачковского отправили сначала на должность первого вице-президента Национального Олимпийского комитета, а затем — председателя Федерации хоккея Беларуси.
Было бы наивно ожидать от человека, который никакого отношения к спорту не имел, прорывных результатов в этих направлениях. В 2017 году он и вовсе ушел с государственной работы.
Другой близкий друг Виктора, Сергей Шпегун, стал руководителем ОАЦ после Валерия Вакульчика. Его карьера оказалась под угрозой осенью 2017 года.
Как сообщали телеграм-каналы, в 2017 году руководство ОАЦ попыталось расследовать дезинформацию А.Лукашенко, которую осуществил КГБ при разработке дела «Белого легиона» в период массовых протестов февраля-марта 2017 года.
Однако, согласно этой версии, ОАЦ сам нарвался на ответный ход комитета, инициировавшего антикоррупционное расследование в отношении части руководства этой структуры. Кроме того, руководству ОАЦ, возможно, было предъявлено и обвинение в неэффективной работе в период информационного противостояния вокруг смерти рядового Александра Коржича.
В результате почти всё руководство ведомства было уволено с занимаемых должностей, а Сергей Шпегун выпал из аппаратного поля.
Хотя и Рачковский, и Шпегун в своей работе допускали ошибки и промахи, события, послужившие причиной слома их карьер, имели явно специфическую природу. Как минимум, определенную роль в этих событиях сыграли не только иностранные (прежде всего, российские) спецслужбы, но и элементы внутри самого беларусского силового сообщества.
Их карьерные перипетии резко контрастируют с тем, как складывалась карьера других фигур, которым также приписывают связь с Виктором Лукашенко, но при этом природа этой связи остается не до конца понятной.
Например, бывший председатель КГБ Беларуси Вадим Зайцев после своего назначения на должность воспринимался как «сослуживец» Виктора Лукашенко по погранвойскам и долгое время тоже считался «его человеком».
Однако та роль, которую сыграл КГБ в избирательной кампании и последующем политическом кризисе в 2010 году, вызывает серьезные сомнения в том, что Виктор Лукашенко или же кто-либо другой внутри Беларуси эффективно контролировал действия руководства этой структуры в тот период.
Тем не менее, В.Зайцев, несмотря на явные проколы в 2010 году, проработал на должности руководителя КГБ почти до конца 2012 года.
Виктор Лукашенко готовится к повышению?
Примечательным событием последних месяцев стало назначение Виктора Лукашенко на должность исполняющего обязанности первого вице-президента Национального Олимпийского комитета.
Во-первых, это его первая публичная должность. Во-вторых, эта должность относительно безопасна. На посту вице-президента НОК Виктор будет заниматься международным сотрудничеством и проведением крупных спортивных форумов, и ему не придется отвечать за не всегда впечатляющие результаты наших спортсменов.
Фактически Виктор Лукашенко будет лично курировать подготовку и проведение Вторых Европейских игр в Беларуси в июне 2019 года.
Этот участок работы беспроблемным назвать нельзя. Совсем недавно премьер-министр Беларуси Сергей Румас, который является председателем организационного комитета по подготовке ко Вторым Европейским играм, сетовал на то, что ему приходится уделять им больше времени, чем работе в правительстве.
Однако в целом при разумном подходе Вторые Европейские игры могут стать триумфом и важной позитивной страницей в биографии Виктора.
Наконец, в-третьих, новая «дополнительная» должность Виктора Лукашенко предполагает его публичность не только внутри страны, но и на международной арене, а также резкое расширение его международных контактов.
Ранее помощник президента по национальной безопасности был замечен в контактах с руководством Катара и ОАЭ. Известно и о его связях с представителями российского истеблишмента, например, с сыновьями генерального прокурора РФ Юрия Чайки.
Назначение же Виктора куратором Вторых Европейских игр (а впоследствии, возможно, и чемпионата мира по хоккею, который Беларусь будет принимать совместно с Латвией) предполагает «социализацию» его в среде европейской бюрократии, а также расширение его контактов на западном направлении в целом.
Таким образом, новое назначение поможет Виктору играть более активную роль в беларусской политике. И речь здесь скорее идет не о реализации плана «преемник», а об усилении позиций и придании статуса важного игрока, который позволит обеспечить стабильность и преемственность политического режима в период транзита власти в «постлукашенковской» Беларуси.
Такой вывод можно сделать на основании заявления нынешнего беларусского лидера о намерении провести конституционную реформу и ребалансировку полномочий между ветвями власти.
Новая нормальность в беларусской политике
Возникновение на этом фоне волны слухов о вовлеченности Виктора Лукашенко в “антироссийский заговор силовиков” то ли на одной, то ли на другой стороне свидетельствует о двух вещах.
Во-первых, о том, что российская сторона и ее союзники в Беларуси предпринимают попытку «перевести стрелки» со своей разоблаченной агентуры на всякого рода выдуманные сюжеты и второстепенные объекты.
Во-вторых, о том, что Москва, судя по всему, пытается ослабить позиции Виктора Лукашенко. Российские спецмедиа ещё с августа 2016 года называли Виктора пророссийской фигурой и противопоставляли его «прозападному» главе МИД Владимиру Макею, стремясь тем самым подорвать доверие к нему как со стороны руководства страны, так и со стороны более широкой беларусской публики.
Обвинение в «заговоре» на этом фоне выглядит вполне логичным. И хотя версия об «антироссийском заговоре», казалось бы, противоречит этой линии, на деле подобная непоследовательность — характерная особенность работы постсоветских спецслужб по дискредитации политических фигур.
Насколько масштабной будет нынешняя чистка силового блока Беларуси, станет понятно уже в ближайшее время. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что данные разоблачения, ставшие, судя по всему, результатом взаимодействия ОАЦ и КГБ Беларуси, являются символом «новой нормальности» в беларусской политике.
Эта новая нормальность является результатом проводимой с 2014 года реформы сферы национальной безопасности и предполагает ориентацию работы силовых структур на пресечение любых посягательств на национальные интересы Республики Беларусь независимо от источника этих посягательств.
Возможная публичная карьера Виктора Лукашенко как будущего гаранта сохранения преемственности в беларусской политике в период транзита власти и после него была бы вполне логичной в контексте этой новой нормальности.
Природа беларусского авторитаризма не разделяет национальную безопасность и безопасность политического режима, поэтому ждать демократических преобразований в связи с усилением политики по защите суверенитета, на мой взгляд, не стоит.
Объявленная Александром Лукашенко конституционная реформа предполагает более широкое применение принципа коллегиальности и перераспределение полномочий между ветвями власти, однако в целом она вряд ли приведет к тому, что беларусский политический режим станет более демократичным.
На этом фоне ждать смягчения и либерализации работы от силового блока в рамках новой нормальности беларусской политики также не стоит.
Главное отличие состоит в том, что теперь все эти «неприятности» будут частью платы за сохранение суверенитета государства, а не за скидку на российские энергоносители. И эта новая формула уже в самом ближайшем будущем сделает актуальной новую повестку дня в беларусской политике.