С режиссером и на байдарках: как проводят корпоративы белорусские компании
Даже супер слаженная команда рано или поздно перегорает. Люди устают от самой работы, друг от друга. Соответственно, продуктивность падает, что негативно сказывается на прибыли. Лучший способ дать отдохнуть всем и сразу – это корпоратив. Совместный отдых еще больше сплотит коллектив, подарит ему силы для свершений и, возможно, откроет какие-то новые стороны, казалось бы, давно знакомых сотрудников. Interfax.by поговорил с крупными представителями белорусского бизнеса о том, как выглядят корпоративы у успешных команд и что нового появилось в этой сфере.
Какие они - белорусские корпоративы
Еще несколько лет назад классикой корпоратива был пафосный ресторан с пятачком для танцев. А если вместо исполнения известных музыкальных композиций каким-нибудь ноунейм певцом, выступал, например, сам Солодуха, то смело можно было говорить, что твоя контора самая крутая в городе, раз организовала такое.
Теперь все изменилось, руководитель спецпроектов event-агентства Terra Group Ия Коломенцева рассказала, что теперь компании стремятся любыми способами удивить своих сотрудников, а прежним форматом "попили-потанцевали" этого уже не добиться.
- Моду в корпоративной культуре, как правило, задают передовые компании, например, IT, банки. А их сотрудники бывают на мероприятиях не только в нашей стране, видят, что предлагают у соседей. Поэтому нужно стараться не отставать и предлагать что-то эффективное. Компании вкладываются в атмосферу, визуальную часть. Они стали щепетильнее относится к площадке, на которой проходит мероприятие, к качеству звука, декорациям, экранам.
Трендами в сфере корпоративных мероприятий сейчас можно назвать нестандартное использование всевозможных технических решений. Например, возведение раздвижных конструкций из экранов, создание световых шоу. Не все еще у нас в стране есть, за чем-то приходится ездить в Москву, Киев, Вильнюс, но тем не менее.
Еще один тренд – это акцент на деталях. Компании перестали экономить на мелочах, которые создают впечатление о мероприятии. Сейчас могут отказаться от привоза какой-то крупной звезды, но сделают дополнительные фуд-корты, обеспечат необходимое количество туалетов, сделают грамотную навигацию.
Музыканты, конечно, тоже не теряют своей "ценности". Но ситуация изменилась. Больше внимания стали уделять белорусским артистам. Не только "заслуженным", но и начинающим. Иногда так получается найти настоящие бриллианты. Например, наше агентство первым пригласило на мероприятие Тиму Белорусских. Причем клиента пришлось уговаривать, так как у парня тогда не было ни одно живого выступления.
Terra Group привозили и "больших" артистов: Басту, Morandi, Нагиева, Земфиру, Сердючку с театром. Но любой зарубежный исполнитель, узнаваемый, это всегда большие деньги. Если бюджет ограничен, лучше пригласить кого-нибудь из наших, тем более что сейчас есть большое количество талантливых коллективов, например Brutto, Akute, Nizkiz.
У белорусских компаний гораздо популярнее кавер-группы, к авторским, как правило, больше тяготеют прогрессивные ребята, те же айтишники.
Стала востребована и режиссура мероприятий. Мало того, что в принципе появились режиссерские сценарии корпоративов, так еще стали уходить от стандартного набора номеров: танцы, фокусник и т.п. Мы прорабатываем новые номера, совмещаем элементы, например, графику и хореографию.
Люди перестали опасаться кейтеринга, пошла мода на нестандартные площадки, хотя раньше это вызывало недоверие. Как это – взять место, совсем не предназначенное для мероприятия. Конечно, повлияло то, что "стандартных" мест просто на всех не хватает. Когда бы ни проходил корпоратив: зимой или летом, у всех компаний примерно одинаковые требования, под которые подходят не так много мест. Плюс совпадение по датам, поэтому пришлось прибегать к совершенно новым вариантам. Например, Terra Group проводила мероприятия в Ботаническом саду, на заводах, в ангарах, просто в чистом поле. Не стоит бояться, что там нет коммуникаций, можно привезти все: от электричества до туалетов.
Иногда люди склонны выбрать дорогую-пафосную площадку и считают, что на этом все. Вроде как сотрудники будут потом делать фото с геолокацией, рассказывать другим, что гуляли аж там. Но красивого названия ведь мало. Гораздо больше эмоций подарит крутой сценарий, какие-то необычные декорации, а размесить это можно да даже в том же лофте.
Ия считает, что в любом корпоративе главное не то, что происходит и где, а какую атмосферу удалось создать.
Необычным, но эффективным вариантом по сплочению коллектива являются так же всевозможные выездные мероприятия. Смена обстановки всегда помогает людям раскрыться и расслабиться. И к такому варианту тимбилдинга постепенно приходят многие.
Владимир Костенко из компании "Сплав" рассказал, что сплавы на байдарках выбирает, конечно, в основном молодежь из IT, но в последнее время обращаются и строительные компании, и проектировщики, и ИП, и коллективы преподавателей, фермеры, даже коллективы госучреждений.
- Чаще компании выбирают однодневные сплавы с пикником на финише маршрута или двухдневные сплавы с ночевкой на берегу реки в палаточном лагере.
Некоторые думают, что сплавы, да и вообще физически активные мероприятия для себя выбирают только мужские коллективы. На самом деле, какого-то яркого гендерного разделения нет. Бывали как чисто мужские, так и чисто женские компании, но это скорее исключение, чем правило.
Сейчас так много людей работает в офисах, они постоянно находятся в городе. В результате даже мини-походы вызывают у них невероятные эмоции. Некоторые впервые открывают для себя объединяющий всю компанию круг костра, уют палатки, пробуждение под пение птиц и утренний чай с дымком…
Во время сплава даже едва знакомые люди довольно легко сблизятся, просто потому что при управлении байдаркой требуется и взаимовыручка, и проявление характера. В продолжение всего похода не раз придется подать руку для помощи, разделить последнюю конфету или вместе заходиться от смеха. Это все очень сближает и позволяет узнать что-то совершенно новое.
Вылазки на природу, как правило, по стоимости обходятся дешевле любого похода в ресторан. А двухдневный корпоратив на сплаве с ночевкой в палатке на берегу реки и продолжением сплава на следующий день, даже при далеком маршруте и сложной организации получается вполне сопоставимым по стоимости с "корпоративом" в ресторане.
В походе у вас будет и своеобразное караоке – песни под гитару. Танцы под звездным небом всегда более эмоциональны. Также можно поиграть во множество игр: в крокодила, в "верю-не верю" – все это гарантировано вас перезагрузит и подарит эмоции.
Что говорят сами компании
У компании velcom |A1 сейчас в приоритете максимально интерактивные корпоративы, чтобы каждый сотрудник был участником событий. По словам начальника отдела корпоративных коммуникаций компании Николая Бределева, в итоге все пришло к тому, что сотрудники готовы поддержать любую активность.
- Нашим сотрудникам интересно все, что помогает раскрыть свой потенциал (творческий и интеллектуальный), попробовать себя в новом качестве. И мы с радостью предоставляем им такую возможность. Хочу отметить, что в каком бы формате ни проходила активность, от танцевального баттла до масштабного флешмоба или сумасшедшего челленджа, можно не сомневаться, что наши люди с удовольствием ее поддержат.
Выбор организатора мероприятия зависит от того, насколько масштабным оно планируется. Что-то делается собственными силами, а в каких-то случаях приходится обращаться к агентстсвам.
Вообще, конечно же каждый наш праздник стараемся сделать ярким и запоминающимся. Например, в этом проводили настоящий вокальный конкурс – с профессиональными шоу-номерами, звездными наставниками (в этой роли выступили Ядвига Поплавская, Александр Солодуха, Тео, Гюнешь и другими представители белорусской эстрады) и открытым голосованием за лучшую команду. В итоге самыми главными "звездами" в этот вечер оказались наши сотрудники, удивив и порадовав коллег вокальными данными, яркими образами и несомненным талантом.
Руководитель направления по компенсациям и льготам HR-департамента минского центра разработки Wargaming Наталья Пчелинцева рассказала, что у их компании есть небольшое внутреннее ивент-агентство, благодаря которому значительную часть тимбилдинговых мероприятий проводят своими силами.
- Однако есть исключительные случаи, в которых мы обращаемся к внешним агентствам: при большой загрузке (например, в летний период, когда чаще всего хочется проводить тимбилдинги на свежем воздухе), при необходимости проведения крупных мероприятий от 100 человек и в случае если концепцию можно качественно реализовать только с привлечением дополнительной силы.
Действительно, наполнение тимбилдингов с годами поменялось. Если еще пять лет назад они ассоциировался с тем, чтобы просто обсудить рабочие вопросы в неформальной обстановке, то сегодня это целая модель со своей концепцией, планом, программой мероприятия, целями и KPI. Но в то же время мы обратили внимание, что сотрудники больше ценят и принимают простые и понятные активности — давно забытый, но эффективный веревочный курс, турслеты, мастер-классы.
Могу также отметить, что мы идем в ногу со временем и используем высокотехнологичные площадки: киберсостязания, VR-квесты и т.д. Мы счастливы, когда наши тимбилдинги и корпоративы получают высокие оценки у коллег (да, у нас всегда сотрудники могут давать обратную связь и оценивать мероприятия в специальной программе), а также позволяют департаментам достигать поставленных целей.
В минском центре разработки Wargaming упор делается не на классические корпоративы, а на командообразующие (тимбилдинговые) мероприятия. Самый душевный корпоратив, который проводила компания – это поездка в дом-интернат для слабослышащих детей.
Постепенно белорусский бизнес приходит к пониманию, что создание атмосферы гораздо круче внешней атрибутики. Ведь, по сути, в вопросах тимбилдинга важна цель, а не средство ее достижения. Все люди разные, пробуйте, ищите то, что зацепит именно ваш коллектив. Продуктивность гарантировано вырастет, когда люди почувствуют, что являются одной командой, в которой каждый готов поддержать друг-друга.