Как научиться говорить «нет», никого не обижая
Говорить «нет» для многих — непосильное испытание. Одним особенно сложно отказать близким, друзьям и родным. Вторым сказать «нет» здесь и сейчас, глядя в глаза собеседнику. В такие моменты люди начинают смущаться, менять тему разговора, оттягивать момент отказа на неопределенный срок, создавая эмоциональное напряжение себе и собеседнику.
Датский психолог Свен Бринкман в своей книге «Конец эпохи Self-help» отметил, что умение отказывать говорит о зрелости и целостности человека.
Рекомендации тем, кто хочет отказывать, но не обижать
В первую очередь важно осознать, что говорить «нет» даже самым близким — нормальная практика. Это не является чем-то постыдным, аморальным. Вы должны соотносить свои возможности и потребности с особенностями ситуации и запросом просящего. Совершенно нормально, когда человек отказывает в силу отсутствия личного времени, средств, сил.
Говорите конкретно и понятно. Когда человек отказывает уклончиво, не дает прямых ответов, собеседник не воспринимает это как «нет». Не старайтесь завуалировать отказ, выразить его мимикой. Только конкретный и прямой ответ «нет» вносит ясность и понимание для собеседника.
Берите время на обдумывание просьбы, если слишком сложно отказаться сразу. Только сразу обозначайте время обдумывания: через сколько часов или дней вы ответите? Пауза позволяет подготовить себя и причины отказа.
Аргументируйте свой отказ. Чтобы не испортить о себе впечатление, часто достаточно открыто пояснить причины. Например: «Я не могу одолжить вам денег, поскольку выплачиваю кредит и мне самому не хватает средств на личные расходы». Не нужно бояться признаться в том, что вы не располагаете определенными ресурсами, связями и возможностями, чтобы оказать помощь человеку. Лучше честно и открыто признаться в дефиците чего-то, чем обманным путем строить образ на всего готового человека
Предложите альтернативу. Отказ дается и воспринимается легче, если вы предложите другие варианты. Это могут быть рекомендации людей, которые могут помочь. Либо же вы можете объяснить, когда у вас будет реальная возможность помочь (при условии, что человек готов подождать).
Не реагируйте на манипуляции. Если вы не можете удовлетворить просьбу в силу своих причин, не поддавайтесь на манипулятивные техники. Чтобы добиться своего, многие люди готовы апеллировать к чувству вины или стыда, ставить условия. Например, фразы типа: «Одолжите денег, мне не на что совсем жить». Или «если не одолжите денег, то я вам не помогу по работе».
Не давайте ложную надежду. Фразы «я еще не знаю», «я не уверен, что смогу», «попробую» создают иллюзию согласия. Она возникает от того, что человек не дает прямых отказов, не настроен категорично отклонить просьбу. А значит, у просящего появляется надежда, что его просьба будет удовлетворена. Узнать, что на самом деле ему отказано, после будет сложнее.