Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успех

Источник материала:  
04.05.2019 10:20 — Разное
Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успех
Боб Гейл, Деннис Хоппер, Сергей Бодров-младший, Василий Пичул. © / Коллаж АиФ / Фото из открытых источников

Практически каждый человек, начиная карьеру в кинематографе, мечтает о славе, наградах и других почестях. Удается это, разумеется, не всем: даже среди актеров мало знаменитостей с гонорарами в десятки миллионов долларов, а уж среди, например, режиссеров известности добиваются считаные единицы. Конечно, любой постановщик хочет быть как Квентин Тарантино, каждый из фильмов которого становился событием в киномире, для кого-то примером для подражания являются Джордж Лукас, Стивен Спилберг или — если уж вспомнить про отечественных режиссеров — Андрей Тарковский и Андрей Звягинцев. Но есть совершенно определенная категория создателей фильмов, которые достигли успеха, но повторить его не смогли. Они, как и актеры одной роли, оказались режиссерами одного фильма по разным (подчас трагическим) причинам.

Александр Аскольдов

«Комиссар» (1967)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехЖизнь этого режиссера сама достойна экранизации. В детстве он пережил репрессии родителей и долго жил у родственников, пока из ссылки не вернулась мать. Учился на филологическом факультете МГУ, потом — в аспирантуре Литинститута имени Горького. Работал в Министерстве культуры СССР, помогал вдове Булгакова с разбором архива писателя, а когда увлекся кино, поступил на Высшие режиссерские курсы. Сложно сказать, почему для дипломной работы он взялся экранизировать рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве»: писатель умер в 1964, почти сразу после бесплодных попыток отстоять свою эпопею «Жизнь и судьба». С фильмом «Комиссар», который снял Аскольдов, ситуация сложилась почти такая же, как и со второй частью дилогии Гроссмана. Худсовет приговорил картину к полному уничтожению, хотя в ней снялись звезды, — Нонна Мордюкова и Ролан Быков — а сам Аскольдов был уволен с волчьим билетом. Но, как и в случае с «Жизнью и судьбой», одна копия «Комиссара» уцелела: ее показали только в конце восьмидесятых. Аскольдов все это время снимал документальные фильмы, несколько лет был директором киноконцертного зала «Россия». После признания в связи с показом своего единственного игрового фильма он начал преподавать, но так ничего больше и не снял. Скончался в 2018 году, на 86-м году жизни.

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успех
Нонна Мордюкова и Ролан Быков в фильме «Комиссар», 1967 г, Кадр из фильма

Андрей Тутышкин

«Свадьба в Малиновке» (1967)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехТутышкин — выпускник театральной школы при Театре имени Вахтангова, а прославился он в тридцатые после роли счетовода и руководителя любительского симфонического оркестра Леши Трубышкина в музыкальной комедии Григория Александрова «Волга, Волга». Он и после снимался достаточно много: в его фильмографии — картины «Сердца четырех», «Запасной игрок», «Карнавальная ночь», «Анна Каренина». Но в основном Тутышкин был режиссером ведущих московских и ленинградских театров, и на кино у него времени было не так много, особенно в период сталинского малокартинья. Но и в кино он ставил немало: в пятидесятые-шестидесятые годы у него вышло восемь фильмов, один из которых — бенефис Аркадия Райкина «Мы с вами где-то встречались» — регулярно показывали по ТВ. Но успех, выпавший на долю «Свадьбы в Малиновке» 1967 года, превзойти не смогла ни одна из других поставленных Тутышкиным лент. Запоминающиеся персонажи, цитаты, моментально ушедшие в народ, лихо закрученный сюжет — да еще и про Гражданскую войну, которая к тому времени уже приобрела налет легендарности (тогда же вышли, например, «Неуловимые мстители»). После «Свадьбы...» Тутышкин поставил еще киноводевиль «Шельменко-денщик». Он скоропостижно скончался в 1971 году, на 62-м году жизни.

Деннис Хоппер

«Беспечный ездок» (1969)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехОчень известный американский актер за свою более чем полувековую карьеру сыграл в двухстах фильмах и сериалах. У него, разумеется, были разные периоды: в шестидесятые он разругался с постановщиками, в семидесятые боролся с алкоголизмом и наркотической зависимостью, он работал с Вимом Вендерсом и Фрэнсисом Фордом Копполой, но также снимался в весьма странных проектах. Однако при такой занятости Хоппер нашел время, чтобы заниматься режиссурой, и уделил этому занятию примерно четверть века. Причем «виноват» в этом, видимо, успех его первого фильма «Беспечный ездок», который на Каннском фестивале 1969 года получил приз за лучший дебют, а потом был дважды номинирован на «Оскар»: за сценарий и за лучшую мужскую роль второго плана (Джек Николсон). «Беспечный ездок» быстро приобрел культовый статус, но вот с продолжением режиссерской карьеры у Хоппера не сложилось: остальные его работы так и прошли мимо внимания взыскательных зрителей.

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успех
«Беспечный ездок», 1969 г.  Кадр из фильма

Шон С. Каннингем

«Пятница 13-е» (1980)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехЭто тот случай, когда слава одного фильма определила всю карьеру его создателя. Каннингем начинал еще в шестидесятые, в 1970 снял свой первый фильм, а двумя годами позже стал продюсером дебютной картины мастера ужасов Уэса Крэйвена «Последний дом слева». Фильм «Пятница, 13-е» Каннингем снял в 1980 году, потом он пытался сменить жанр, однако молодежная комедия «Весенние каникулы» хоть и окупилась в прокате, но показала ошибочность такого пути. С тех пор Каннингем снимает не слишком примечательные картины, зато активно продюсирует франшизу, в которую превратилась история маньяка Джейсона Вурхиза. Среди его продюсерских работ — фильмы «Фредди против Джейсона», ремейк «Пятницы» 2009 года и телевизионный сериал, который выходил на канале CW.

Ирвин Кершнер

«Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехСын иммигрантов из Российской империи начинал карьеру как режиссер-документалист, долгое время снимал сериалы и фильмы, которые следа в истории не оставили. А прославился в возрасте 58 лет, когда по просьбе Джорджа Лукаса стал режиссером пятого (или второго по времени выхода) эпизода космической саги «Звездные войны». Правда, закрепить успех Кершнеру так и не удалось. По неясным соображениям он отказался от работы над шестым эпизодом «Звездных войн», потом еще раз вошел в историю, вернув в бондиану давно отошедшего от дел Шона Коннери. Правда, ситуация с «Никогда не говори никогда» сложилась странная: во всяком случае, в официальный перечень фильмов серии про суперагента 007 эта картина (довольно неплохая для бондианы тех лет) не входит. Кершнер еще раз пытался повторить успех с сиквелами, сняв в 1990 году не слишком удачное продолжение культового «Робокопа», а потом совсем забросил режиссуру. Правда, в кино продолжал работать: был продюсером, снимался в небольших ролях (например, в «Последнем искушении Христа» Мартина Скорсезе). Кершнер рассказывал, что Лукас хотел позвать его в трилогию приквелов, которую собирался снимать в конце восьмидесятых, но этот проект был задержан на целых десять лет и новое сотрудничество не сложилось. Скончался режиссер в 2010 году в возрасте 87 лет.

Василий Пичул

«Маленькая Вера» (1988)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехСпоры о том, является ли «Маленькая Вера» хорошим фильмом, продолжались до самого недавнего времени, но к единому мнению их участники так и не пришли. Одно понятно точно: среди огромного числа  образцов перестроечного кино конца восьмидесятых именно фильму Пичула выпало стать подлинным кинематографическим символом того времени. Причем скорее из-за везения, чему способствовало множество обстоятельств, в том числе из-за молодой актрисы Натальи Негоды в роли той самой Веры. Для Пичула успех — скорее всего, неожиданный — полнометражного дебюта пропуском в большое кино не стал. Он, правда, снимал много, но прежнего резонанса его проекты уже не вызывали: ни «В городе Сочи тёмные ночи» с той же Негодой, ни «Мечты идиота» с певцом Сергеем Крыловым в роли Остапа Бендера, ни даже «Небо в алмазах» с Николаем Фоменко. Но на телевидении Пичул устроился неплохо: был режиссером «Старых песен о главном-3», «Кукол» и других передач, снимал документальные фильмы. Умер в 2015 году, дожив всего лишь до 54 лет.

Сергей Бодров-младший

«Сестры» (2001)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехСын режиссера Сергея Бодрова прославился в девяностые работой на телевидении и ролью Данилы Багрова в дилогии Алексея Балабанова «Брат». В 2001 году Бодров-младший снял фильм «Сёстры» и заявил о себе как о серьезном режиссере: картина получила Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» за лучший дебют. На следующий год Сергей Бодров-младший начал работу над своим вторым проектом, мистическим боевиком «Связной», но трагически погиб со съемочной группой во время схода ледника в Кармадонском ущелье.

Боб Гейл

«Трасса 60» (2002)

Шедевр, одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успехВ принципе, Боб Гейл больше известен как сценарист и продюсер. Он учился вместе со знаменитым режиссером Робертом Земекисом в киношколе Университета Южной Калифорнии, там же и был образован их творческий дуэт. Поначалу они лишь писали вместе сценарии (один из них, «1941», взял в работу Стивен Спилберг), потом Земекис поставил дебютный фильм «Я хочу держать тебя за руку» о поездке фанатов The Beatles на концерт любимой группы. Во второй половине восьмидесятых Гейл и Земекис на пару выстрелили трилогией «Назад в будущее», но вот дальше их пути разошлись. Земекис продолжил снимать, а Боб Гейл долго держался, оставаясь сценаристом и продюсером, но в 2002 году выпустил свой единственный фильм: комедию-притчу «Трасса 60» с Гэри Олдменом и Кристофером Ллойдом.

 

←Яго цанілі за смеласць і рашучасць

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика