От перемены лиц в российском посольстве сумма политических интересов Кремля в отношении Беларуси не изменится
03.05.2019 08:47
—
Разное
30 апреля Владимир Путин подписал указ об отзыве Михаила Бабича и назначении Дмитрия Мезенцева новым послом в Беларуси. Такому решению предшествовал конфликт между МИД Беларуси и российским послом, в ходе которого белорусская сторона заявляла, что Михаил Бабич разрушает отношения братских народов.
С момента назначения в Беларусь в августе 2018 года у Михаила Бабича был насыщенный рабочий график, анализирует belinstitute.com. Имея статус спецпредставителя по развитию торгово-экономического сотрудничества, посол активно ездил по регионам и посещал совместные предприятия с российскими инвестициями, обещая благоприятные условия для белорусских партнеров на российском рынке, а также обсуждая пути увеличения конкурентоспособности совместной продукции на рынках третьих стран, передает "Белсат".
Михаил Бабич также проводил встречи с международными организациями в Минске, обсуждая приоритеты миссии МВФ, Всемирного банка и ООН в отношении Беларуси. Так, например, во время встречи с Постоянным координатором ООН в Республике Беларусь Иоанной Казана-Вишневецкий обсуждались потенциальные совместные проекты с Российской Федерацией.
Резонанс в СМИ получили и встречи российского посла с представителями белорусского оппозиции. Хотя каждое отдельно взятое по себе действие Бабича можно объяснить знакомством со страной и установлением рабочих контактов, однако на фоне напряженных отношений Бабича с МИД такие встречи и поездки в совокупности воспринимались официальным Минском с недоверием.
Мезенцев хорошо знает Минск
Новоназначенный посол Дмитрий Мезенцев уже знаком с нашей страной. Во время его службы в должности генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Беларусь получила статус наблюдателя, которого добивалась десять лет. Александр Лукашенко лично благодарил Мезенцева за то, что для Беларуси было сделано исключение, как для европейского государства, которое не относится к Азиатскому региону.
Дмитрий Мезенцев также возглавлял миссию наблюдателей ШОС на президентских выборах в Беларуси в 2015 году. Учитывая предыдущий позитивный опыт общения главы государства с российским дипломатом, можно рассчитывать на более равные отношения, чем те, которые сложились с его предшественником.
Россия уступила или отступила перед наступлением?
Отзыв Михаила Бабича можно рассматривать как доброжелательный жест Москвы, с учетом того, что российский МИД называет Беларусь «самым надежным партнером России». Однако, по большому счету, от перемены лиц в российском посольстве сумма политических интересов Кремля в отношении Беларуси не изменится. Следующий важный этап в двусторонних отношениях — переговоры по будущему Союзного государства.
С момента подписания в 1999 году договора о создании союзного государства, он существовал преимущественно на бумаге. Сейчас Москва тестирует союзный проект как легитимный способ расширения своего влияния на Минск. Долгосрочный стратегический интерес Кремля — утверждение России в статусе мировой державы наряду с США и Китаем, и расширение сферы влияния на «ближнее зарубежье», включая Беларусь. Инструмент Союзного государства удобен тем, что не нужно использовать агрессивное давление, которое может повлечь санкции, имиджевые потери для России, и осуждение со стороны международного сообщества. Сделать Союзное государство «рабочим» можно, отдавая полномочия уже существующим наднациональным органам, где, с учетом неровного политического веса участников, Москва сможет определять повестку дня.
Минск ждет серьезный диалог с Москвой, от результатов которого зависит полнота суверенитета страны. На данном этапе обмен предложениями по Союзному государству проходит на уровне МИД и глав государств, без публичного освещения интеграционной повестки. Такая конфиденциальность этих переговоров заставляет догадки, какие именно вопросы обсуждаются и сможет ли белорусская сторона удержать интеграцию в экономическом измерении.