Выйдя на экраны 28 апреля 1969 г., «Бриллиантовая рука» стала лидером проката: ее посмотрело 76,7 млн человек. А еще ее назвали одной из самых эротичных лент советского кино.
В отпуск — на съемочную площадку
Началось все с того, что сценарист Яков Костюковский прочитал в газете «Правда» заметку корреспондента Сахнина о том, как нехорошие контрабандисты провозили драгоценности в гипсе. Правонарушителей поймали и осудили по всей строгости советского закона. Костюковский же вместо того, чтобы восхититься слаженной работой доблестной милиции, посмеялся над происшествием и вместе с коллегой Слободским и режиссером Леонидом Гайдаем написал сценарий комедии под названием «Контрабандисты».
По сюжету, некий Семен Семенович Павлик едет отдыхать с супругой и детьми за границу, но вместо спокойного расслабленного времяпрепровождения на солнце и на море вляпывается в крупный скандал с загипсованными драгоценностями.
Удивительно, но комиссия по цензуре дала добро на съемки. Солнце, море и песок съемочной группе фильма, переименованного из «Контрабандистов» в «Бриллиантовую руку», предоставили в Баку, Сочи и Адлере, а ресторанные посиделки организовали прямо на «Мосфильме».
Строжайшая комиссия даже поддержала выбор исполнителя главной роли — Юрия Никулина, под которого и делался весь сценарий. Если бы Никулина забраковали, фильма бы не было. Чтобы исполнить роль Семена Семеновича (в процессе съемок фамилию героя несколько раз меняли и в конце концов остановились на Горбункове), Никулину пришлось отпроситься в длительный отпуск из «Союзцирка», что стало для самого цирка чрезвычайной ситуацией. Юрий Никулин в то время был необыкновенно популярен, публика ломилась в цирк посмотреть прежде всего на него.
А на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» к Никулину ломилась не только публика, но и корреспонденты всевозможных изданий. Но, как правило, Никулин всем отказывал. Правда, когда на съемки заявился корреспондент Леонид Плешаков из журнала «Смена», актеру пришлось согласиться на интервью. Гайдай заприметил рослого детину и предложил ему баш-на-баш: он снимется в эпизоде, а за это получит на несколько минут Юрия Никулина. Детина-корреспондент с радостью согласился. Он отлично разыграл сцену, где устрашающего вида товарищ просит у Семена Семеновича закурить.
Снимать трусы Папанов отказался
Никулина на съемках берегли, как зеницу ока. Но однажды, когда вся группа заселилась с очередную гостиницу, к Гайдаю прибежала перепуганная уборщица. Она хваталась за голову, всхлипывала и говорила, что Никулин «скончался и лежит в подвале». Оказалось, что женщина действительно видела в подвале лежащего Никулина, только это был не всамделишный актер, а его кукольная копия, которую специально изготовили для съемок падения Горбункова из вертолета.
Кстати, для Анатолия Папанова тоже изготовили копию, но уменьшенную во много раз. Некоторые водные сцены с Леликом снимали... в луже, ассистент двигал фигурку в воде, а оператор снимал с «берега» так, чтобы возникал «подводный» эффект. А вот играть Лелика без трусов Папанов отказался категорически: на эпизод, где с Лелика стягивают трусы в воде, пришлось приглашать дублера.
Все водные съемки надолго запомнились Папанову. Ему приходилось нырять (уже не в лужу, а в море) бесчисленное количество раз: то камеру не настроили, то брызги не так пошли. В очередной раз, когда виноватым оказался ассистент, Папанов вынырнул, понял, что нырять придется еще раз, и в сердцах крикнул: «Идиот!». Этот дубль и пошел в картину.
«Мордюкова играет жирно»
Что касается сообщника Лелика, Козодоева, то на эту роль актера не могли подобрать очень долго. Пуговкин, Вицин, Рудин, Носик... Перебрали всех. Андрея Миронова комиссия утверждать не желала. «Он кривляется, ему не везет в кино», — говорили «знатоки». Но директор творческого объединения «Луч» Биц, тоже входивший в комиссию по цензуре, отстоял актера: «Он блестяще подходит к этой роли». В итоге Миронова все-таки утвердили, но следили за каждым его шагом.
Комиссии не понравился эпизод, где герой Миронова отвешивает пендаль мальчику, прогуливающемуся по воде. Такая оценка очень обидела и актера, и режиссера. Ведь для этой сцены всем пришлось немало постараться. Сначала мальчик падал еще до того, как актер наносил ему удар, опасаясь, что наподдадут ему как следует — ради правды в кадре. Тогда Гайдай попросил мальчика просто пройтись по воде мимо Миронова, не падая. А Миронова хитрый режиссер подговорил пнуть-таки парнишку. Когда актер дал пинка пацану по-настоящему, эпизод удался. К слову, тем самым мальчиком был Максим Никулин.
Еще одним отщепенцем на съемках оказалась... Нонна Мордюкова. Она не нравилась всем — и худсовету, и Гайдаю, и Миронову. Худсовет постановил: «Мордюкова играет жирно. Ее Плющ (фамилия героини) — безумная, одержимая пошлость». Гайдаю поначалу тоже не нравилась игра актрисы, но он снимал и переснимал дубли с ней и в итоге, смонтировал все так, что героиня Нонны Мордюковой стала одной из самых запоминающихся в ее кинобиографии.
Что касается Андрея Миронова, то с Нонной Мордюковой у них была давняя неприязнь. Актриса считала его баловнем, «маминым сыночкой», а Миронов за это мстил и постоянно давал ей советы, как нужно играть, чем сильно злил актрису.
Но несмотря на все перипетии, цензурный надзор и актерские капризы, картина «Бриллиантовая рука» удалась на славу. Фильм вошел в пятерку самых кассовых картин СССР.