Шанхайская концепция: смотрим в будущее китайского автопрома
Попав на какой-нибудь крупнейший китайский автосалон (а таких выставок в год в стране проводится как минимум пять!), почти каждый обозреватель первым делом спешит сделать репортаж об автомобилях-клонах. Но времена меняются — эпоха пиратского дизайна, судя по большинству выставленных на только что прошедшем Шанхайском автосалоне «заготовок» местных производителей, подошла к концу.
Нелицензионных копий моделей европейских марок в Поднебесной по-прежнему хватает, но наиболее успешные китайские автопроизводители уже отказались от практики клонирования, предпочитая платить маститым западным стилистам. И не только западным — над экстерьером шоу-кара Hangteng Red 01, например, работал наш земляк Андрей Трофимчук, с которым AUTO.TUT.BY удалось побеседовать буквально на днях. А после недавнего запрета на продажи в КНР копии Range Rover Evoque и вовсе можно сказать о наступлении новой эры в развитии китайского автомобильного дизайна. Явные примеры заимствования по-прежнему останутся, но их у китайских производителей будет все меньше — уже сейчас они активно пытаются найти собственный дизайнерский почерк и стиль, в ходе этого поиска порой являя на свет весьма причудливые и странные машины.
Основное внимание китайские разработчики уделяют электромобилям, сегмент которых в Китае нынче переживает настоящий бум. Успехом считается создать машину, техническая суть которой скопирована… правильно, у Tesla! В конце концов, в этом плане китайцы ничуть не хуже, скажем, того же концерна Volkswagen, который при создании своих «электричек», по сути, сам подхватывает идеи у компании Илона Маска. Взять те же последние электрические концепты Volkswagen Group на модульной платформе MEB — их электрическая начинка скомпонована практически в точности как у Tesla: установленная под полом плоская батарея и пара электродвигателей на осях. В общем, раз уж на то пошло, подражать и копировать в наше время можно всем — в разумных пределах, разумеется.
Китайцы нынче тиражируют различные видения электрокаров так, как будто это смартфоны. Любой местный стартап не просто хочет стать новой Tesla, а стремится превзойти электромобили калифорнийской фирмы — которые, к слову, эталонными в плане качества сборки или отделки интерьера не назовешь. Из числа перспективных китайских «электричек» — приземистый седан ME-S от молодой компании Enovate Motors. Внешность у машины такая, словно дизайнеры скрестили Porsche Panamera с грядущим Taycan. Как и у электрокара Porsche, электросистема у ME-S работает с напряжением 800 вольт, что уменьшает сечение и массу силовой проводки. Предусмотрена возможность зарядки батареи от терминалов мощностью до 300 кВт — подключившись к самому мощному источнику, пополнить запас на 80% можно всего за 15 минут. До 100 км/ч полноприводный ME-S способен разогнаться за 3 секунды, дебют серийной версии седана обещан через пару лет.
Еще один китайский подражатель Tesla — Xpeng Motors, вслед за кроссовером G3 готовящая к рыночному дебюту свою вторую модель. Это лифтбек P7 с электромотором на каждой оси и автопилотом, отвечающим третьему уровню автономности — оснащенный адаптивным круиз-контролем электромобиль может подруливать в пределах полосы, а также находить и покидать парковочные места. Обещанный разгон до 100 км/ч — за 4 секунды, а пробег на одной зарядке — до 600 км (по уже древней методике NEDC). В компании говорят, что P7 является серийным, но даты начала продаж и прочие подробности о машине пока не разглашаются — по всей видимости, электромобиль, показанный с наглухо тонированными стеклами, не до конца готов.
Самые, пожалуй, любопытные и перспективные из всех китайских «анти-Tesla» — детища стартапа Nio, у себя на родине уже предлагающий кроссоверы ES6 и ES8. А теперь пришло время заняться третьей моделью — дебютировавший в Шанхае седан ET Preview дает понять, какой будет грядущая китайская альтернатива Tesla Model 3. Речь идет о предсерийном образце седана, который на конвейер должен встать в 2021 году. На шоу-каре используются два электродвигателя — на постоянных магнитах на передней оси и асинхронным на задней. Суммарная отдача установки — 295 лошадиных сил. Батарея — никель-кобальт-марганцевая, но ее емкость не сообщается — известно, что радиус действия ET Preview составляет 510 км (по циклу NEDC).
Проект более отдаленного будущего — концептуальный E-IUV, который показала компания Chery под своим дочерним брендом Exeed. Создан он также под началом зарубежного топ-дизайнера — Кевина Райса, прежде отвечавшего за формирование облика моделей Mazda.
Это чистой воды дизайнерский эксперимент — оснащенный автопилотом некий симбиоз минивэна и SUV, по которому можно погадать о направлении развития дизайна марки Exeed, в портфолио которой пока есть только кроссовер TX. О силовой установке E-IUV разработчики умалчивают — по всей видимости, ее нет вовсе.
Упоминания среди новоявленных электромобилестроителей из Китая заслуживает и компания Aiways, вложившая около 2 миллиардов долларов в постройку собственного завода в Шанжао и в современный инжиниринг с привлечением зарубежных профессионалов топ-уровня. Среди них небезызвестный Роланд Гумперт. Уже в этом году Aiways освоит выпуск кроссовера U5, а на перспективу компания готовит электрокар на основе показанного в Шанхае концептуального электровэна U7 Ion с открывающимися против хода движения задними дверями.
Они облегчают доступ в салон, где насчитывается в общей сложности 12 всевозможных дисплеев и сенсорных панелей. А еще на борту имеется робот, обладающий искусственным интеллектом и возможностью самообучения — он распознает голосовые команды седоков и может использоваться для их развлечения в пути.
Пожалуй, самая известная в Беларуси китайская компания — это Geely, в свое время пригласившая в шеф-дизайнеры известного британца Питера Хорбери. Последняя работа ведомой им команды стилистов — показанный в Шанхае концептуальный седан Preface. Гармонично сложенный автомобиль вполне мог бы сойти за современного «европейца» — силуэтом он напоминает седаны Volvo S60 и S90, что не удивительно, ведь прежде Хорбери работал в шведской компании (нынче, не будет лишним напомнить еще раз, принадлежащей Geely). О технических особенностях Preface в Geely не обмолвились — известно, что создан он на модульной платформе CMA, а, привод, по всей видимости, электрический. О серийных перспективах шоу-кара информации также нет, но по нему можно судить об облике будущих седанов Geely.
На шанхайском стенде Haval красовался концепт Vision 2025. Судя по названию, примерно таким китайцы представляют себе компактный городской кроссовер ближайшего будущего, а точнее, 2025 года — это машина, под завязку нафаршированная всевозможной электроникой. На лобовом стекле высвечиваются навигация и прочая информация, традиционный ключ заменяет функция распознавания лица владельца, а вместо зеркал используются камеры.
Концепт Haval также оснащен функцией поиска автомобиля на парковке в одно касание — с помощью карты на смартфоне. Обыграна и идея быстрой доставки в автомобиль — владельцу достаточно будет открыть багажник, используя смарт-браслет на руке, и курьер положит покупки в машину.
А завершим обзор китайских концептов Шанхайского автошоу диковинного вида пародией на Porsche 911, разбавленной элементами от Nissan 370Z — это шоу-кар Zedriv GT3 с необычной радужной окраской кузова. В длину он насчитывает ровно 4 м, а за движение отвечает электрическая установка, развивающая 133 «лошадки» и 175 Нм крутящего момента. При массе GT3 всего 1150 кг набор первой «сотни» занимает 7,6 секунды, максимальная скорость — 160 км/ч. Пробег на одной зарядке батарей емкостью 33,9 кВтч по циклу NEDC составляет 260 км. Скорей всего, Zedriv GT3 так и останется шоу-каром — о возможности серийного выпуска экстравагантного спорткара китайцы не обмолвились.