Белорусы не одни: желающих судиться с Туркменистаном из-за долгов становится вcе больше
27.04.2019 14:55
—
Разное
Агентство «Рейтерс» сообщает о том, что иностранные компании выстраиваются в очередь, чтобы судиться с Туркменистаном, испытывающим проблему с наличными средствами, а местные наблюдатели говорят, что проблема не ограничивается только компаниями кредиторами, правительство настолько задавлено затратами на строительство дорогостоящих объектов, что даже не может выплатить компенсации своим гражданам, пострадавшим от селей.
Международный аэропорт Ашхабада
Несмотря на это, туркменское правительство объявляет о планах по строительству новых объектов, на которые тратит сотни миллионов долларов.
По сообщениям СМИ, споры, связанные с компаниями, которые не могут получить оплату по контрактам, подписанными с туркменским правительство, продолжаются уже давно.
Агентство «Рейтерс» связывает эту ситуацию только со снижением цен на энергоносители и указывает на то, что возобновление российским «Газпромом» закупок туркменского газа после трёхлетнего перерыва, стало для Ашхабада очень кстати, так как множество зарубежных компании подали на него в суд из-за неоплаченных долгов.
Возможно, именно по этой причине туркменские официальные СМИ ни словом не обмолвились о возобновлении газовой торговли с Россией, деталях новой сделки, в том числе по какой цене, в каком объёме и как долго будет продаваться газ.
Но «Рейтерс» не исключает того, что достигнутое с «Газпромом» соглашение может стать первым шагом для переговоров о крупных поставках газа, которые обеспечат необходимыми финансовыми средствами туркменские индустриальные проекты.
Экономика Туркменистана, как пишет «Рейтерс», до 2015 года процветала благодаря высоким ценам на энергоносители и крупным доходам от экспорта газа, что позволило туркменскому правительству инвестировать миллиарды долларов на строительство заводов и крупных автомагистралей.
Но после обрушения цен на энергоносители, и Россия, являвшаяся одним из двух крупных покупателей туркменского газа, прекратила закупки, и количество жалоб от иностранных компаний по поводу неоплаты начало увеличиваться, Туркменистан утратил эти возможности.
Тем временем, похоже, что взаимные претензии по поводу долгов между туркменским «Туркменгазом» и российским «Газпромом» были улажены за пределами судебного зала. А ситуация с тяжбами о взаиморасчётах с Ираном пока остаётся неизвестной. Кроме того, у белорусской компании «Белгорхимпром» также имеются претензии по неоплаченным Туркменистаном долгам и удерживаемым в этой стране оборудовании стоимостью в миллионы долларов.
До этого стало известно, что турецкая фирма «Полимекс», которая после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова превратилась в крупнейшую иностранную строительную компанию в Туркменистане, была выставлена из страны и у неё также возникли притязания по неоплаченным долгам.
Недавно российская компания мобильной связи МТС увеличила свои претензии к Туркменистану с 750 миллионов долларов до 1,5 миллиардов долларов. Это совпало с едной акцией протеста у посольства Туркменистана в Турции, устроенной турецкими строителями, требовавшими заплатить им по счетам.
Местные наблюдатели, в том числе бывший туркменский посол в Турции Нурмухаммед Ханамов в беседе с местной службой Радио Своода предупредил, что туркменскому правительству как можно быстрее необходимо правильно оценить создавшуюся сложную экономическую ситуацию, иначе, чем больше она будет длиться, тем больше ущерба будет нанесено ему самому и народу страны.
«Ситуация всё больше усугубляется. И в такой сложной ситуации продолжаются строительства. Это наносит Туркменистану ещё больше ущерба. Поэтому необходимо прекратить новые строительства, по меньшей мере на десять лет и создать условия постепенного выхода из создавшейся ситуации», - отметил Ханамов в беседе с Азатлыком.
По расчётам бывшего туркменского чиновника, кроме Гарлыкского горно-обогатительного комбината, построенного белорусами, который работает намного ниже проектной мощности, для туркменской экономики непосильной тяжестью стали такие проекты, как железные дороги, множество фешенебельных гостиниц, конгресс-залов, здания министерств, Олимпийский городок и другие спортивные сооружения, новые аэропорты, порт Туркменбаши, искусственные острова, туркменское озеро «Алтын Асыр» и многое другое.