Кому нужна вода в стекле
21.04.2019 09:10
—
Разное
Переход с ПЭТбутылки на стеклянную тару экономически невыгоден ни производителю воды, ни производителю бутылки, ни потребителю.
К такому выводу пришли участники круглого стола «Влияние ПЭТ-тары и стеклянной упаковки на инвестиционный и экспортный потенциал отрасли производства бутилированной воды и прохладительных напитков», прошедшего на минувшей неделе в Минске, пишет belmarket.by
От идеи и до комиссии. Впервые тема перехода от пластика к стеклу всплыла в декабре прошлого года. «Нам надо уходить от полиэтилена, для начала хотя бы для розлива воды. У нас достаточно производства стеклопосуды. И не надо травить людей. Уверен, что у больших и малых начальников уже водичка в стекле. В мире пошла тенденция освобождаться от полиэтилена и больше ориентироваться на экологически чистую тару. Это задача для вас», — заявил 20 декабря Александр Лукашенко.
Чуть более чем через месяц, 25 января, он снова напомнил, что «продвинутые страны, которые болеют за своих граждан, отказываются от пластика». «Я недавно поручил убрать пластиковые бутылки и тару на первом этапе и заменить стеклом, тем более что у нас развита эта сфера промышленности. Это немедленно нужно реализовывать», — распорядился президент.
Ответом чиновников на эти слова стало создание межведомственной рабочей группы «для подготовки предложений о поэтапном замещении полиэтиленовой тары для розлива питьевой воды и напитков стеклянной тарой». В нее вошли высокопоставленные чиновники: вице-премьер Владимир Кухарев, теперь уже бывший вице-премьер, а ныне помощник президента по Могилевской области Михаил Русый, директор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич, глава Минжилкомхоза Александр Терехов, министр экономики Дмитрий Крутой и др.
Четвертого марта свет увидела директива № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», которая предусматривает поэтапный уход от полиэтиленовой упаковки и ее замену «экологически безопасной».
Не заставлять, а стимулировать. Производители отнеслись к идее отхода от пластиковых бутылок крайне настороженно. Причина — экономическая: стеклянная тара значительно повышает себестоимость продукции.
«Стеклянная бутылка априори не может быть равна стоимости ПЭТ. На бутылках 0,33—0,5 л разница порядка 15—17 копеек, и они никогда не сравняются по цене с пластиковыми», — заявил первый зампред концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов. «Стекло — это чистый импорт: это газ, это сода, это кварцевый песок. Многие белорусские производители закупают бутылки в России, потому что там дешевле на 30 %: заводы получают газ по 78 долларов, и сода своя», — пояснил спикер.
По информации представителя концерна, воду в стеклянную бутылку разливают лишь три белорусских предприятия: ликеро-водочные заводы «Придвинье», «Аквадив» и Управделами президента (торговая марка «Боровая»). Причем «Боровая» разливается в российскую бутылку. «Загрузка производственных мощностей заводов по розливу в стекло составляет от 5 до 10 %», — заметил Игорь Шустов. Он подчеркнул, что в Беларуси общая доля продукции в стеклянной таре в сегменте питьевой и минеральной воды не превышает 1 %.
«Я не скрываю этого: сейчас в стране прорабатываются мероприятия по постепенному увеличению производства и потребления питьевой и минеральной воды в стеклянной таре с помощью экономических, административных и технических факторов. Но пока на 100 % перейти к использованию стеклянной тары для напитков нереально. Революции не будет», — заявил первый зампред концерна «Белгоспищепром» и добавил, что по планам к 2024 году доля воды в стекле возрастет в четыре-пять раз.
По заверениям Игоря Шустова, никаких мер государственной поддержки, финансирования за счет бюджета не планируется. «Подчеркну, не идет речь и о каких-то запретах. Будет использована политика стимулирования», — сказал спикер.
Экономика «не пляшет». Чиновники утверждают, что переход на стеклянную тару может быть экономически выгоден. «Если мы экономически выровняем присутствие стеклянной бутылки на полке и ее стоимость с пластиковой, это даст возможность частному бизнесу сделать определенные вложения в оборудование, поставить стеклянную бутылку на полку и отвоевать долю рынка. Это стимул для инвестирования», — считает заместитель главы МАРТ Иван Вежновец.
По его мнению, такой продукт может быть интересен и внешнему рынку. «Рядом самый премиальный рынок — Евросоюза. Много ли наших производителей вышло в ПЭТ-таре на него с серьезными объемами? Там дешевая вода не нужна, а в премиальный сегмент в стеклянной бутылке, наверное, можно попасть», — полагает чиновник.
Можно, согласились производители, однако в этом случае экономика «не сложится». «Мы встречались с представителями всех стекольных заводов Беларуси, и они сказали: хорошего стекла от нас не ждите, если вы хотите такую бутылку, как San Benedetto, не говоря о Perrier, она будет золотой. Вот слова наших стекольщиков, которые не могут сделать прозрачную бутылку», — рассказал заместитель директора по маркетингу Минского завода безалкогольных напитков (МЗБН) Юрий Раковец. Тем не менее предприятие напряжется и примет участие в эксперименте по выпуску воды в стекле, «чтобы дать экспертную оценку, что же это было», добавил эксперт.
Впрочем, ответ на вопрос об экономической целесообразности данного проекта у Юрия Раковца уже есть. Замдиректора МЗБН убежден в том, что доходы белорусов не настолько велики, чтобы вода премиального сегмента была востребована в нашей стране. К тому же в Беларуси достаточно качественной воды. «В Европе рынок поделен, и надо вложить не менее 7 млн евро, чтобы раскрутить бренд и закрепиться на рынке», — просчитал представитель завода возможную цену экспорта.
«Если бы был потребитель этого продукта, все бы его уже производили, — поддержал коллегу первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ЧП «Дарида» Михаил Шпырков. — Если вся вода в стекле — это около 1 % рынка и три белорусские компании занимают 50 % этого сегмента рынка, то у каждого около 0,1 %. Для того чтобы занять такую же долю, я должен потратить 15 млн?»
Представитель «Дариды» утверждает, что затраты производителя, а с ними и цена продукта повысятся многократно и отечественный потребитель платить за него не станет. «Он перейдет на пятилитровую пластиковую тару или в колодец», — считает Михаил Шпырков.
Руководитель комитета по бизнес-коммуникациям Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Роман Костицын считает, что мощностей отечественных заводов не хватит, чтобы обеспечить стеклянной бутылкой всех производителей воды, и им придется покупать за валюту тару за рубежом.
Сомнительны и экологические бонусы, полагает спикер. По его данным, переход с ПЭТ-упаковки на стекло приведет к десятикратному росту расхода воды при производстве, потребление электроэнергии возрастет более чем на 30 %. Кроме того, из-за разницы в весе стеклянной и ПЭТ-упаковки увеличатся объем и вес ТБО. Не в восторге будет и потребитель, привыкший к легкой и удобной таре, полагает эксперт.
Кому это выгодно? Участники дискуссии не нашли никого, кому был бы полезен переход на стеклянную тару. «Откуда взялась идея продвижения стеклянной бутылки экономическими и административными мерами? Экономические меры — это стимулы, которые из воздуха не появляются. Это перераспределение ресурсов, налогов. За счет кого? Всегда надо искать, чей интерес? В этой ситуации он чей?» — обратилась к представителям власти директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова.
Тот факт, что соответствующее распоряжение дал Александр Лукашенко, совершенно не означает, что это его идея, полагает председатель РСПП, член Совета по развитию предпринимательства Александр Швец. «Понятно, что все завертелось после заявлений президента, но кто-то же готовил документы по этому вопросу, кто-то же вышел с этой инициативой», — рассуждал на круглом столе глава предпринимательского объединения.