Особенности торговли в социальных сетях
Если угодили в сеть, то лучше не дергайтесь, а то запутаетесь еще больше. Какие они, особенности торговли в социальных сетях?
Читая в школьные годы Гоголя, я и предположить не мог, что придет время – и «мертвые души» станут частью жизни. Виртуальной жизни. Мои детство и юность прошли в те годы, когда еду ели, а не фотографировали. А лайки были просто собаки. Но сегодня бессмысленно отрицать технологии и то, как серьезно они вошли в нашу жизнь. Вместе с проблемами, сообщает СБ.
ДАНО. Пара девичьих кроссовок за 140 рублей. Именно они стали яблоком раздора между гродненкой Ариной Стращенко и продавцом из социальной сети. Все, по словам Арины, начиналось банально: «5 марта в Инстаграме увидела публикацию о продаже кроссовок. Списалась с продавцом. Модель, которую я заказала, пришла по почте 11 марта. Я оплатила наложенным платежом 140 рублей». Дома радость сменилась отчаянием: в кроссовках не те шнурки! И это принципиально, ведь оригинальные шнурки с надписями на английском языке. И именно о таких Арина мечтала! Кроме того, на швах были следы шариковой ручки. Продавец своим дальнейшим поведением подтвердил истину, что хорошее отношение к покупателю заканчивается вместе с его деньгами. На все претензии Арина получила жесткие ответы: «Грязные швы просушите феном! Что касается оригинальных шнурков, то вы их сами украли!» Дальнейшая переписка была скучной и вписывалась в рамки «ты мошенница – а ты воровка». Для 19-летней Арины легкость бытия в интернете весьма быстро превратилась в реальный жестокий мир, где все развивается динамично и по взрослым законам.
АНАЛИЗ. Статистика утверждает, что почти половина белорусов покупают товары через онлайн-торговлю. Рынок электронной коммерции растет как на дрожжах не только в Беларуси, но и во всем мире. У нас, впрочем, часто сложно понять, где обман, а где коммерция. Арина была уверена, что покупает кроссовки в интернет‑магазине с нежным названием Luxuria из города Гомеля. Не ведала гродненка, что там, где сети, там и пауки... У интернет-магазина, работающего в рамках закона, есть ряд непременных условий. Одно из самых главных – магазин должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь. Далее необходимо, чтобы интернет-магазин имел регистрацию в доменных зонах .бел или .by. Понятно, что ни одна социальная сеть не попадает под это правило. Но это отнюдь не запрещает любой сети перенаправлять своих подписчиков в реальный интернет-магазин. Который, в свою очередь, на своей официальной странице должен содержать определенную информацию как о товарах, так и о владельце магазина. Это, в частности, УНП продавца, сведения об основных потребительских свойствах товаров, данные о производителе и т.д. Luxuria такими нюансами, что называется, не заморачивалась. А Арине было безразлично! Ей понадобились очаровательные кроссовки!
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Почти 400 лет назад французский мыслитель Рене Декарт сказал: «Я мыслю – значит существую». В большинстве своем нынешняя молодежь уверена: если тебя нет в социальных сетях, то ты не существуешь. Арина, выпутавшись из своей виртуальной сети, стала мыслить адекватно и отправилась к юристу. Последний за одну базовую величину все объяснил и ей, и продавцу. Инстаграмщик согласился вернуть деньги. На словах. Арина, поняв, что ее снова водят за нос, отправилась в милицию писать заявление. На следующий день закон восторжествовал: деньги вернулись хозяйке в полном объеме. И тем не менее грустно осознавать, что ситуация с Ариной Стращенко вполне типична.
Граждане очень часто становятся заложниками серой торговли в сетях. Свои же права пытаются отстоять единицы. Этим и пользуются ушлые продавцы, которые без какой-либо регистрации разворачивают бурную деятельность.
При этом никаких чеков, никаких гарантий. Начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик советует взвешенно подходить к покупкам в социальных сетях: «Надо ясно понимать, что подобные истории находятся за рамками Закона «О защите прав потребителей». Приобретая товар, по сути, у физического лица, покупатель вступает в гражданско‑правовые отношения, споры по которым разрешаются в судебном порядке. Помочь покупателю, который купил товар, работу или услугу через соцсети, в случае возникновения спорной ситуации, очень сложно. Ведь даже установить лицо, которое продало что‑либо таким образом, часто невозможно, потому что владельцы социальных сетей такую информацию не предоставляют. Поэтому МАРТ рекомендует потребителям хорошо подумать, стоит ли вообще обращаться к таким «продавцам».
ИТОГО. В активе у Арины Стращенко – возвращенные за кроссовки 140 рублей и новые правовые знания. В пассиве – 18 дней тревог и ожиданий, 25,5 рубля за юридическую консультацию и 9,44 рубля за отправку посылки почтой обратно. Казалось бы, можно успокоиться, справедливость для отдельно взятой студентки восторжествовала. И тем не менее Арина Стращенко уже отправила заявление с просьбой разобраться в данной ситуации в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Будущий экономист-управленец надеется, что на один источник «серой» электронной продажи станет меньше. Это, кстати, зависит и от каждого из нас.