Об этом сообщил заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк на форуме "Атомэкспо", проходящем сейчас в российском Сочи.
"Мы к физпуску идем, готовимся, но еще надо пройти ряд этапов. Мы находимся на этапе индивидуального опробования оборудования, следующий этап - гидроиспытания, циркпромывка, холодная и горячая обкатка. После этого ревизия оборудования. Если на стадии обкаток не будет серьезных форс-мажоров, осенью мы должны пойти на физический пуск, - рассказал Михаил Михадюк. - Прилагаем все усилия, чтобы в этом году блок включить в работу".
Что касается завоза на площадку Белорусской АЭС ядерного топлива, то замминистра подчеркнул, что это не самоцель.
"Если завезем топливо, у нас совершенно другой режим работ на станции - в плане обеспечения физической защиты и прочего. Поэтому мы с этим делом не спешим, чтобы не ограничивать режим работы строительно-монтажных организаций", - пояснил он.
По плану завоз ядерного топлива должен произойти за месяц до физического пуска.
Что касается обращения с отработавшим ядерным топливом, то сценарий будет подразумевать его переработку в России.
"У нас принципиально все было прописано в межправительственном соглашении по сооружению АЭС: мы возвращаем отработанное топливо на российскую сторону для его переработки. Давайте запустим станцию и будем отрабатывать межправительственное соглашение.
У нас есть временной коридор около 10 лет. Поэтому конкретные условия: куда, когда, на сколько и что забирать - это пропишем и уже будем отрабатывать. А принципиально мы уже определились", - отметил Михаил Михадюк.
Напомним, ранее власти рассматривали три варианта обращения с отработавшим топливом. Два предполагали его переработку в РФ (с учетом длительного хранения отработавшего ядерного топлива в России или Беларуси с возвратом и захоронением отходов в Беларуси) и один - с хранением в Беларуси без отправки в РФ.
"Когда мы отрабатывали стратегию, изучали три различных варианта с обращением с отработанным топливом. Изучили и выбрали: храним у себя, накапливаем 10 лет в бассейне выдержки (чуть меньше, может быть). Когда набираем определенный объем, тогда грузим и везем на переработку. А потом продукты переработки, это мировая практика, возвращаются к нам через N-количество лет", - пояснил замминистра.
Как сообщалось ранее, межправительственное соглашение с Россией по переработке отработавшего ядерного топлива Белорусской АЭС планируется заключить не позднее 2020 года.
Отправка в Россию закреплена в межпрасоглашении о сооружении АЭС в Беларуси. Этим документом предусмотрено, что топливо, приобретенное у российских организаций, подлежит возврату в Россию для переработки на условиях, определяемых сторонами в отдельном межправсоглашении.
Рассказал Михадюк и о том, что будет с тарифами после введение АЭС в эксплуатацию.
По его словам, тарифы на электроэнергию после запуска АЭС будут зависеть в том числе от договоренностей по цене на газ, однако роста тарифов для реального сектора не ожидается.
"Создана специальная рабочая группа, которая отрабатывает различные сценарии тарифной политики. Мы уже крепко продвинулись по тарифной политике с целью повышения привлекательности электроэнергии как в жилищно-коммунальном хозяйстве, быту, так и по другим направлениям. Тарифное меню очень сильно расширилось в этом году, и мы дальше работаем", - сказал Михадюк.
Однако на тарифы будут влиять в том числе и договоренности по цене на газ. "Атомная энергия будет замещать только до 5 млрд куб.м газа. Остается еще большой объем электроэнергии на газу, а продаваться будет микс: атомная и газовая электроэнергия, так что многое зависит от того, как сложатся цены на газ", - пояснил замминистра.
Специальная группа по тарифам будет работать постоянно, тарифная политика каждый год пересматривается исходя из сложившихся обстоятельств. Что касается возможного роста цен на электроэнергию для реального сектора, то Михаил Михадюк отметил, что таких прогнозов нет.
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт строится по российскому проекту вблизи Островца (Гродненская область). Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй - в 2020 году.