Минлесхоз выступил с заявлением по поводу Куропат
фото: mlh.gov.by
Снос крестов в Куропатах, вызвавший бурную реакцию общественности, министерство объяснило плановыми работами по благоустройству лесного фонда.
Минлесхоз сослался на пункт 10 Проекта зоны охраны историко-культурной ценности «Место гибели жертв политических репрессий (1930-1940 годы) в урочище Куропаты (Минский район)», а также на постановление Совмина от 17 сентября 2018 г. № 675 «Об утверждении Правил благоустройства мемориалов и памятников воинской славы, одиночных и братских могил воинов, погибших в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, воинских кладбищ, отдельных воинских участков общих кладбищ, мест массового захоронения гражданского населения», а также на Кодекс о культуре.
Министерство напомнило об инициативе Федерации профсоюзов стать заказчиком создания и возведения памятного знака в урочище «Куропаты», на что было дано разрешение Минкульта. В ноябре 2018 г. были завершены работы первого этапа по установке памятного знака «Мемориал Куропаты» и трассировки существующей тропы урочища. Проводимые в апреле 2019 г. работы являются продолжением благоустройства данной территории, поясняет Минлесхоз.
Снесенные кресты министерство называет незаконно установленными. «Данные сооружения не отражены в существующем паспорте объекта и не имеют никакого отношения к «увековечиванию памяти жертв сталинского террора». Подтверждением тому служат многочисленные археологические исследования, ссылку на которые в своей статье «Реалии и мифы о БССР: в БССР в годы репрессий погибли миллионы», опубликованной в газете «СБ. Беларусь сегодня», приводит известный белорусский историк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк», - говорится в сообщении министерства. Далее идет цитата из публикации: «Результаты археолого-эксгумационных исследований 1988, 1997 - 1998 годов, а также археологических исследований 1992 - 2001, 2002 и 2013 годов позволяют утверждать ряд фактов. Во-первых, бесспорно, погребения были осуществлены во второй половине 1930-х, причем не раньше 1937 года. Во-вторых, расстрельным местом был исключительно высокий холм в глубине нынешнего лесного массива и его склоны. Расстрелы проводились на территории, ограниченной с севера и запада деревянным забором, а с востока - земляным рвом. Полигон занимал территорию размером 225х120х120х210 метров - таков результат заключения, сделанного нашим археологом Олегом Иовым. Работы также показали полное отсутствие захоронений вне этого периода - и природное либо антропогенное происхождение ям-западин (именно их «защитники» Куропат объявили могилами жертв репрессий и незаконно устанавливали в них различные самовольные сооружения. - Прим. авт.). Таким образом, заявления, что самовольные кресты были установлены на месте расстрелов и захоронений, - полное вранье. Кстати, все работы по благоустройству Куропат проводились и проводятся под строгим археологическим надзором, наблюдением за характером грунтов», - говорится в публикации.
«Таким образом, заявления отдельных активистов об «оскорблении памяти» и т.д. фактически не имеют под собой исторической основы и, по сути, намеренно вводят общественность в заблуждение», - делает вывод Минлесхоз.
В министерстве подчеркнули, что все кресты, установленные на территории урочища законным образом, при проведении работ по благоустройству были сохранены: «На территории комплекса можно найти, в том числе, и одни из самых первых крестов, что говорит о трепетном отношении государства к сохранению памяти».