Футбольный тренер Новиков - о том, почему так мало молодых и перспективных
11.04.2019 10:49
—
Разное
На тренерской стезе он почти два десятка лет, и все эти годы учит уму-разуму детишек, которые оперившись, разлетаются в разные концы материка. Себя и своих коллег он сравнивает с муравьями, которые кропотливо делает незаметную, но нужную работу.
Это о нем речь, о Валерии Новикове, обосновавшемся в витебской СДЮШОР «Двина», хозяином которой называют областной спортклуб профсоюзов.
Школе вскоре исполнится шесть десятков лет, и из ее стен вышли и Георгий Кондратьев, забивший в союзном чемпионате более ста голов. И Сергей Корниленко, поигравший в «Зените», киевском «Динамо», а за самарские «Крыльев Советов» проведший 200 матчей. И Виталий Родионов — лучший бомбардир в истории БАТЭ.
А кто из будущих звездных прошел через руки Валерия Евгеньевича?
— Знаете, для меня все воспитанники дороги: стали ли они известными футболистами или хорошими специалистами и людьми, — последовал ответ. — Более памятны первые выпуски, когда начал осваивать тренерскую профессию с ребятами 1983, 1984, 1985 годов рождения. Подобралось талантливое поколение!
Из всех выделю Виталия Родионова, со временем ставшего своим в юношеской сборной страны, а затем и молодежной. Хорошими задатками для футбола обладал Александр Дегтярев, который прошел школу жодинского «Торпедо», юношеской и молодежной сборных страны, дубля московского «Локомотива».
Еще один ученик Андрей Головнёв считается основным вратарем мини-футбольного «Лидсельмаша», дошедшего до Элитного раунда Кубка УЕФА.
— Как живется вам в школе при нынешнем скудном обеспечении?
— Наша СДЮШОР — показательный срез детско-юношеского белорусского футбола. Финансирование достаточно бедное: деньги, которые получает школа, уходят на аренду спортсооружений. Собственной базы нет, своими считаем две синтетические площадки 40х20.
Все остальные поля и спортзал в межсезонье приходится арендовать — а это немалые деньги. Мы выступаем в юношеском первенстве страны, но на питание ребят не хватает средств. Матчи не пропускаем, но ситуация такова, что даже для первенства города или области нет денег.
— Какие предложения получают ваши ученики после выпуска из СДЮШОР? Как долго остаются в футболе?
— Сейчас с коллегой тренируем 14-ти и 15-летних парней и группу детей, двумя годами младше. Недавно выпустил более старших, и восемь из них приняты в дублирующий состав «Витебска», играющего в высшей белорусской лиге. Трое заключили профессиональные контракты.
Основная проблема, и не только футбола, — это переход из юношеского спорта во взрослый. Уточню, что проблема эта комплексная. Очень хотелось бы, чтобы тренерам разрешили дорабатывать с учениками до 19 лет, а не до 17-ти, как сейчас.
— А что, юные спортсмены не успевают приобрести нужные для таких случаев навыки?
— Из собственных наблюдений знаю, что наши ребята, исходя из природных особенностей, позже формируются. Мы выпускаем, а они, попадая во взрослую среду, ни психологически, ни функционально, ни ментально не готовы к новым условиям. Единицы из выпускников продолжают карьеру, не теряют вкус к спорту.
Несомненно, влияет и то, в какую команду парень пришел, к какому наставнику попал, делает ли тот ставку на молодежь. А учитывая то, что от тренера сразу спрашивают должное место в таблице, немногие предпочитают возиться с новичками. У нас часто спрашивают, когда же клубы и сборную пополнят молодые и перспективные?
Я отвечу так: а кто им предоставляет полезную практику?
— Белорусский чемпионат разделен на несколько дивизионов. Почему бы в некоторых из них не ограничить возрастной потолок?
— Уверен, что первая и вторая лиги обязаны стать территорией массового футбола. Пока же положение этих команд — просто-таки бедственное, особенно, во второй лиге. Эта же лига должна дать толчок начальному звену, и в ней необходимо сделать упор на выпускников спортивных школ.
Турнир дублеров вряд ли полностью выполняют свое предназначение. В командах задействованы возрастные футболисты, которые восстанавливаются после травм или болезней. Вот и получается, что молодые выходят на поле против соперников, которые, случается, лет на десять их старше. Подчас в дубле набираются игровой практики и возрастные спортсмены, и потому такой турнир нивелируются. Что вместо него?
На мой взгляд, лицензионные соревнования, которые себя оправдывает в юношеском первенстве республики. В них четко оговорены возрастные границы. В первую очередь это относится ко второй лиге, которая должна быть более массовой. Ее надо расширить и дать больше шансов молодежи.
— Вероятно, и для выпускников вашей СДЮШОР стоило бы найти более комфортную гавань?
— Футбольный клуб «Витебск» представляет город в высшей лиге, «Орша» и «Нафтан» выступают в первой. Во второй уже несколько лет нет областной команды. Уверен, она просто необходима. Такую роль раньше выполнял «Витебск»-2, и в нем прошли обкатку и Захар Волков, и Михаил Белый, и Дмитрий Харитонов — все они ныне на хорошем счету в высшей и первой лигах.
— Вы согласны с тем, как наставникам спортшкол выставляют «призовые» баллы?
— Не совсем. Тренерскую работу нужно оценивать не по выступлению учеников на юношеских турнирах. А прежде всего по тому, сколько воспитанников он передал во взрослый коллектив. Кто из выпускников состоялся как личность, и не обязательно в футболе, но и в жизни вообще. Большая победа, когда твои подопечные приводят в спортшколу своих детей.
Массовость никто не отменял, она помогает найти «в толпе» будущую «звездочку». Ведь очень приятно, когда человек идет по жизни с футболом. Скрывать не буду: хорошо, если из двух десятков выпускников один-два заключат профессиональные контракты. Неплохо, когда столько же станут играть в так называемых минорных лигах, первой и второй.
Остальных же выпускаем, как говорится, для жизни вне спорта. Ведь и армия, и вуз, и трудовой коллектив ждут их.
— Стало ли сложнее находить будущих чемпионов?
— Сейчас проблема не только в наборе. Раньше дети даже после тренировки играли во дворе, продолжая развивать ловкость, гибкость, координацию. Ныне в лучшем случае они часа полтора-два в день проводят с нами на занятиях. И этого времени явно недостаточно. Не удивительно, что у нас недостаток самобытных игроков, что идет так называемая роботизация футбола, обезличивание.
Стиль и образ жизни накладываются на футбол. У современных детей хуже, чем раньше, и игровое мышление. В компьютере или в приставке на все есть ответ: нажал кнопку и не надо «включать» мозги. Если раньше ребенок чаще читал вслух, учил большие стихотворения, басни, то сейчас этого почти нет. От того у него с памятью и пространственным воображением проблемы.
— В свое время в спортшколу принимали детей в семь лет, а теперь годом младше...
— Раньше ребенок во доре приобретал небольшой навык игры, а в ДЮСШ продолжалась как бы начальная дуализация. Тренер получал более подготовленного школьника, подстраивал его под футбольную систему, какие-то стороны таланта поддавались огранке.
Сейчас этого нет, мы начинаем почти что с нуля. Добавлю, что с нашими климатическими условиями, подчас недостатком солнечного света, идет позднее развитие ребенка. К минусам отнесу сидячий образ жизни, нашу ментальную «памяркоўнасць» — это все в определенной степени тормозит появление нового таланта.