Сегодня вырубают деревья, завтра снесут хрущевки. Как спасти Минск от уплотнения
Завтра в Минске пройдет общественное обсуждение проекта детальной планировки по уплотнению дворов в районе улиц Сурганова и Коласа. Там собираются построить многоэтажку, паркинги, досуговый центр и детский сад. Жители дворов выступают против этого, и их можно понять. Но ведь можно понять и город, которому нужно развиваться несмотря на то, что его сковали в нынешних границах. Поэтому давайте прикинем, как можно избежать дальнейших уплотнений.
Последние годы Александр Лукашенко постоянно говорит о том, что Минск не резиновый и не может расти такими темпами. Мол, и так тут живет 20% населения страны. В итоге столице запретили расширять свои границы, приказали строить меньше жилья и держать население на уровне не более двух миллионов человек.
Формально Минск вот-вот перешагнет эту цифру, но почему-то никто не говорит, насколько сейчас фактическое население столицы больше. Посмотрите, сколько у вас на работе людей без столичной регистрации. А многие из них живут без нее уже по десять лет. У них есть семьи, машины и куча вещей, но только нет регистрации. Поэтому, говоря про максимум два миллиона, мы командуем лишь цифрами, а не реальными жителями.
Но КПП на въездах в столицу не поставишь, поэтому сюда постоянно едут люди из регионов. Причина — экономика, которой не скажешь «развивайся в Глуске». А еще сюда приезжают на работу с девяти до шести из пригорода, что тоже создает дополнительную нагрузку на транспортную и другие системы города. И что мы имеем?
Мы имеем огромный по европейским меркам город, которому запретили расширяться, но в который набивается все больше людей. Не нужно быть гением, чтобы понять, что при такой раскладке власти будут заниматься именно уплотнением. И речь не только про жилье, но и про те же парковки, развлечения и даже детские сады. Ведь, выбирая между ухудшением экологии и коллапсом, легче вырубить деревья.
Да что говорить про власть местную, если Александр Лукашенко уже начал резать священную корову сельхозземель в Новинках под строительство. И вот увидите, это не последний указ по той территории. Но что будет, когда и эта земля закончится?
Архитекторы уверены, что тогда город начнет расти вверх. Или вы думаете, что реновация хрущевок в Москве, когда на месте их строят дома по 40 этажей, это забота о москвичах? А это всего лишь бизнес-процесс, который ждет через 10−15 лет и Минск, если город будет скован в нынешних границах. «Если не дать столице расти вширь, она начнет расти вверх», — говорят архитекторы старой школы.
Как вариант решения проблемы власть предлагает города-спутники, куда надо завлечь жителей Минска. Но там не только куча проблем, о которых писал мой коллега Станислав, но и до сих пор непонятно, кто будет финансировать их развитие: Минск или область. Желающих что-то не видно, а без денег — все разговоры пустые. Но какой тогда вариант, чтобы и в Минске не уплотняли, и чтобы за городом можно было жить?
Архитекторы считают что выход — это создание Минской агломерации от МКАД до МКАД-2. И я с этим согласен. Ведь зачем тянуть людей туда, куда они не хотят, когда можно создать условия там, где они уже живут. Если население в деревне Боровляны сейчас как в Новогрудке, то это, наверное, о чем-то говорит.
Поэтому я считаю абсолютно нормальным решением создать Генплан Минской агломерации, развитие которой надо финансировать из бюджета столицы, области и (в меньшей степени) республики. Это хотя бы будет честно по отношению ко всем: к людям, к местной власти и здравому смыслу. Но как же тогда города-спутники?
Во-первых, там не много успели сделать. Во-вторых, я бы хотел развития не городов-спутников Минска, а городов-ядер в регионах, которые бы не отдавали людей в столицу, а притягивали бы их из соседних районов. Мне кажется, что наша экономическая безопасность нуждается больше в развитии условных Рогачевов, Вилеек и Кличевов, чем в создании сателлитов Минска.
Поэтому создание Минской аггломерации и поддержка городов-ядер до 100 тысяч населения в регионах мне кажется резонной. Вот тогда и в столице уплотнять перестанут.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.