82-летняя бабушка живет в доме без стены и 60 лет ждет сноса! Власти надеются, что дом рухнет и убьет жильцов?
08.04.2019 10:57
—
Разное
Дом весь прогнил и в любой момент может рухнуть, но 82-летней женщине власти предложили ждать льготный кредит на строительство жилья!
1 из 6 |
Снаружи дом на Счастного, 2 выглядит как обычный деревенский, но он весь сгнил и может рухнуть в любой момент
Пожилая женщина из Гродно и ее сын-пенсионер попали в замкнутый круг жилищного вопроса. Их дом уже 60 лет считается аварийным и находится в зоне перспективного благоустройства, пишет sputnik.by
Прописывать новых жильцов, что-то строить здесь запрещено. Пока люди ждали сноса, в доме окончательно обветшала и рухнула одна внешняя стена, могут обрушиться и остальные, но семья продолжает жить в доме с тремя стенами, потому что больше негде.
Признали аварийным 60 лет назад
Небольшой синий домик по улице Счастного, 2 в Гродно стоит практически на самом берегу Немана, от стен до воды – несколько метров, это расстояние с каждым годом уменьшается. Из окон дома хорошо видны Старый и железнодорожный мосты, центральный пляж, драматический театр, Бернардинский костел, Коложа и оба замка. Еще в советское время участок весной постоянно затапливало.
Больше всего дом пострадал во время самого крупного гродненского разлива Немана, когда уровень воды в реке поднялся на 8 метров, затопив всю прибрежную линию. Хозяйка дома вспоминает, что в пик потопа была видна только крыша их домика, а они всей семьей почти месяц жили у родственников. После возвращения стены жилища долго сушили.
Тогда же, в 1958 году, жилище признали аварийным, городские власти пообещали, что дадут семье взамен другой дом. Но обещание не сдержали. За годы ожидания умерли отец и мать Нины Лукиничны, а самой пенсионерке пошел девятый десяток.
Несмотря на то, что домик расположен буквально в 700 метрах от Советской площади, к нему не проведены ни газ, ни вода, ни канализация. Воду берут из колонки, газ привозят в баллонах, отопление печное. Владельцы рассказывают, что печка сложена первыми хозяевами, она ровесница дома, но тоже уже плохо греет.
"Когда мать сломала руку, врач к нам приходила, обратила внимание, что у нас нет туалета, спрашивала, как мы без него живем. Как? А вы сами догадайтесь", – говорит сын пенсионерки, 63-летний Валентин Новик, который имеет группу инвалидности.
Хозяйка добавляет, что строить, улучшать постройку семье запретили еще в 1958 году. Даже прописывать в дом никого нельзя было.
"Потому что если город заберет дом, то придется больше денег на компенсацию тратить", – поясняет 82-летняя Нина Лукинична.
#1#
Износ – 67 процентов
Семья выполняла все требования, ждала снос, каждый год надеясь, что он станет последним на участке на берегу Немана. И так все 60 лет. Стали обращаться в горисполком, когда у ветхого жилища начались серьезные проблемы.
У пенсионерки на руках итоги обследования 130-летнего дома, которое провели почти десять лет назад. Полный износ строения составлял 67 процентов. В фундаменте обнаружились прогрессирующие трещины, брусчатые стены, балки, двери и окна поражены гнилью, полностью нарушена жесткость сруба. На тот момент в одной из комнат балки прогнулись, обвалилась часть потолка.
Семья надеялась, что им дадут новое жилье, Но на все обращения получали один ответ – дом является частной собственностью, поэтому решать жилищный вопрос нужно самостоятельно.
Жильцы недоумевают: "Получается, запрещать строить и ремонтировать дом, чтобы потом не нужно было платить большую компенсацию, можно, а когда все рушится из-за запрета, то это уже наши проблемы и никто не берется помочь".
Стена рухнула, но владельцы продолжают жить
Внешняя стена дома со стороны Немана несколько лет удерживалась просто чудом, а в мае прошлого года рухнула. Несмотря на это, в доме продолжают жить люди. Сейчас тонкая перегородка гостиной выходит прямо на улицу.
"Зимой тут минус один было. Сейчас тепло, больше десяти градусов, жить можно", – говорит Валентин, который жил в домике с тремя стенам всю осень и зиму.
В начале марта сюда вернулась и Нина Лукинична, которая чуть более полугода жила во временной социальной квартире. Туда женщине и ее сыну предложили временно поселиться сразу после обрушения стены. Сын отказался, а пенсионерка согласилась. В мае прошлого года такое жилье ей предоставили на три месяца, затем срок дважды продлевали, а в марте женщина была вынуждена съехать.
"Пришло уведомление, что нужно выселиться до 9 марта. Сказали, что нужно будет много доплачивать за проживание. Платила в месяц 30 рублей, это была нормальная цена, а потом сказали дополнительно заплатить 100 рублей. Я собрала вещи, взяла такси и вернулась домой", – говорит Нина Новик.
Вспоминает, что в самые холодные мартовские ночи в прохудившемся домике приходилось спать в верхней одежде, укрывшись двумя одеялами. В одну из ночей пенсионерка сильно простудилась, около двух недель ездила на ночевку к дочке.
Женщине 82-лет предложили ждать кредит на квартиру
Чтобы решить проблему аварийного дома, летом прошлого года Нину и Валентина Новик признали нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставили в очередь на льготный кредит. То, что очереди ждут два пенсионера, никого не смутило.
"Кому нужен бедный человек? Только одному Богу", – тяжело вздыхает Нина Лукинична, когда речь заходит о кредите и признается, что потянуть строительство жилья точно не сможет.
В кредитном отделе Гродненского областного управления ОАО "АСБ Беларусбанк" сообщили, что теоретически пенсионеру могут выдать льготный кредит на улучшение жилищных условий. Процентная ставка по выдаваемым кредитам сейчас составляет 13 процентов, примерно пять из них будет гаситься за счет государства, особо нуждающиеся могут претендовать на субсидию.
Точную сумму ежемесячных выплат никто не взялся называть. Консультант отметила, что пенсионерам придется в любом случае искать работающих поручителей, которые в случае смерти получателя кредита будут его погашать.
Что говорят в городской архитектуре?
Несколько лет назад в перспективных планах города было обустроить на участке по Счастного, 2 набережную для отдыха горожан. Но денег на это нет.
Например, в одной из городских газет пять лет назад специалист их городской архитектуры сообщала, что город возьмется благоустраивать левую часть берега Немана, где стоит дом Новиков, только после того, как благоустроит правый берег от Коложи до Пышков. А там из благоустройства за эти годы только вырезали прибрежные кусты.
Сказать точно, что планируется делать на участке по Счастного, 2, и есть ли перспективы, что работы здесь начнутся в ближайшие годы, сейчас в отделе архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома не берутся. Объясняют: "Новый генплан Гродно еще не утвержден, говорить что-то конкретное невозможно".
Хозяйка дома без стены: дайте нормальное жилье
Сейчас состояние старого дома с каждым месяцем только ухудшается. Но хозяйка и ее сын настаивают, что никуда отсюда не съедут, пока город не возьмется всерьез решить вопрос с изъятием их участка.
"Думаю, до следующей зимы дом не достоит. Стены нет, балки прогнившие, они еще больше стали гнить после обрушения стены", – уверен Валентин.
Пенсионерка вспоминает, что социальная служба предлагала ей несколько вариантов временного жилья и даже переезд в дом престарелых.
"Я сказала, что оттуда намного быстрее отправлюсь на кладбище. Потом предложили вернуться в социальный дом, откуда в марте попросили съехать. Недавно сказали, что есть свободная комната на Найдуса. Но там четыре комнаты для четырех семей, общая кухня и удобства. Коммуналка. Я сразу написала отказ".
Она добавляет: " Я вам что, девочка какая, что вы меня гоняете по социальным домам? Не пойду никуда, пусть дают мне нормальную квартиру. Если бы не этот запрет на реконструкцию нашего дома и постоянные обещания его снести, мы бы его ремонтировали, что-то достраивали, сейчас бы он не находился в аварийном состоянии".
Жители Счастного, 2 уверены, у проблемы есть выход. Нужно, чтобы город принял решение на изъятие участка, тогда появятся законные основания предоставить семье компенсацию за дом и участок.