«Ребёнком дождя» называют ребёнка, который болен аутизмом. Он живёт в собственном мире, плохо понимает и воспринимает события, которые происходят вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями, может не реагировать на обращённую к нему речь, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Однако несмотря на многие «странности», такой ребёнок может обладать высоким интеллектом и даже проявлять гениальные способности в определённой области.
Причины
Доказано, что большая часть случаев аутизма обусловлена наследственностью, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Появлению признаков данного заболевания в возрасте до 2-2,5 лет нередко предшествуют различные патологии беременности, родовые травмы, а также асфиксия во время родов.
Особенности
Прежде всего, такой ребёнок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берёт его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку).
Аутичный ребёнок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одарённым в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых навыков. Один и тот же ребёнок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.
Речевое развитие
Речь «детей дождя» часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких её характеристик – эхолалирование (повторение услышанной где-либо фразы без связи с реальной ситуацией).
Наибольшие проблемы выпадают на долю родителей после того, как они осознают, что их ребёнок не такой, как все. Их беспокоит чувство вины и разочарования, они находятся в состоянии хронического стресса. Главное в этой ситуации – не отчаиваться и как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру. В настоящее время существует множество методик, позволяющих адаптировать ребёнка к нормальной жизни. Родители должны как следует разобраться в том, что происходит с их чадом, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, меняя её к лучшему. В этом им может помочь общение с другими семьями, столкнувшимися с такой же проблемой.
Екатерина УШКЕВИЧ,
врач психиатр-нарколог