Александр Федута: Вас тут не стояло
06.04.2019 10:55
—
Разное
Пресс-секретарь президента оправдывает снесение крестов, установленных в Куропатах, необходимостью наведения там порядка. Порядок нужен. Что понимать под порядком?
Дмитрий Дашкевич. Фото: Елена Толкачева, TUT.BY
На старом кладбище в моем родном Гродно, где похоронена моя тетя и ее муж, мой крестный, наведен порядок, как его понимает городская власть, пишет Белсат. Есть центральная аллея, по которой можно пройти и возложить венки к могилам, расположенным вдоль нее. Сойти в сторону – уже весьма проблематично. Проходы между оградами заросли настолько густо, что их не то что выкосить (не развернется там человек с косой), но даже выкорчевать невозможно. Кустарник держит тебя за руки, не пуская пройти к нужной могиле. Но порядок – есть.
Раньше это казалось естественным. Кладбище было старым и, в принципе, когда ты шел по протоптанной дорожке, кусты тебя не смущали. Сейчас, когда главная аллея, что называется, благоустроена – не продохнуть от искренней благодарности. И не отклониться.
Порядок в понимании власти – это когда не отклониться от заданного маршрута. Посмотрите налево – могила секретаря райкома партии, посмотрите направо – надгробие бизнесмена эпохи 90-х, прямо… – в общем, куда-нибудь выйдем.
Куда? Куда выйдем?
Кресты, установленные на собранные гражданскими активистами деньги, были выходом из ситуации, когда власть наотрез отказывалась признавать Куропаты местом скорби и памяти. Под массовым давлением, наконец, признала. Для этого нужен был хор голосов, куда вплелись голоса бизнесменов, партийных лидеров, деятелей культуры во главе с единственным в стране лауреатом Нобелевской премии и даже собственных чиновников. Было принято решение установить там мемориал.
Установили. На государственные деньги.
Дальше нужно определить, кто и куда идет.
Кресты были обречены, поскольку память в нашей стране не может принадлежать кому-либо кроме власти. Власть хочет определять, что мы должны помнить, насколько крепко и в какой именно интерпретации. И если на примере Кастуся Калиновского она пока просто ограничивается словами придворного историка, метящего в Вольтеры при нашем всевластном фельдфебеле, то в Куропатах общественная интерпретация событий сталинской эпохи обрела вполне конкретное выражение.
Кресты напоминали не о времени репрессий Сталина, а о времени бездействия и противодействия Лукашенко. Их снесли. Теперь каждая привластная барышня вправе сказать что-то вроде:
– Вас тут не стояло. А если стояло, то неправильно, незаконно. Беспорядок это.
Такой беспорядок – практически при въезде в каждую деревню центральной и западной Беларуси. При обочине дороги, на месте, где кого-то сбил проезжающий автомобиль. В точках сражений наших предков в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Там стоят кресты, закрепляются иконы, горят свечи. Это – наш народный оберег.
Снеся кресты во время Крестопоклонной недели, власть совершила отчетливо и однозначно читаемый жест: крест как оберег больше не действует. Будет действовать при единственном условии – если сытая физиономия председателя местного сельсовета не получит указание свыше его снести.
Ибо если получит – не то что крест, но сам Иисус, спустись он с небес, его не остановит.
Но Иисус в Беларусь спустится не скоро. Вместо ладана и миро по стране который год распространяется удушливый запах серы.
Спасибо блогеру, который подсказал мне этот образ. Он предельно точен. Правда, барышни во власти предпочитают «Шанель», а потому серы не слышат. Да и рожки так легко спрятать в густой копне волос.