Как жители Бегомля взбунтовались против Полоцкой епархии
06.04.2019 11:25
—
Разное
Полоцкая епархия направила в Бегомль специальную комиссию и назначила нового батюшку, но местные верующие объявили комиссии бойкот и не пустили священников в храм.
Верующие Бегомля и священник из комиссии Полоцкой епархии
Они настаивают на том, чтобы службу проводил отец Валерий, которого в конце прошлого года лишили сана. Представители епархии апеллируют к церковному закону, верующие — к справедливости, а местные власти занимают нейтральную позицию. Корреспондент belsat.eu разбирался в необычном конфликте в Бегомле.
Причиной конфликта между жителями Бегомля и Полоцкой епархией стал судьба священника Валерия Тимкова. Отец Валерий служил в Бегомле с 2002 года, благодаря его усилиям и щедрым пожертвованиям прихожан в Бегомле в ноябре 2018 года наконец открыли новый храм. Но уже через месяц пришла печальная новость: священника лишили сана, запретив служение. Церковное руководство обвинило его в «развратных отношениях» с 47-летней замужней женщиной Татьяной (имя изменено по этическим соображениям).
Жалобу на батюшку написал бывший муж этой женщины, вскоре была создана специальная церковная комиссия, которая должна была проверить изложенные в жалобе сведения. Члены комиссии пришли к Татьяне на работу и заставили написать расписку, что она «отказывается от развратных отношений» с отцом Валерием. Однако потом женщина подала три письменных опровержения и пожаловалась на психологическое давление со стороны епархии. И она, и сам священник, и его жена, а также члены семьи считают обвинения в «развратных отношениях» клеветой. Приходской совет встал на защиту отца Валерия и постановил закрыть церковь к возвращению «своего батюшки». Прихожане начали писать письма в защиту – патриарху Кириллу в Москву, митрополиту Павлу и даже в Администрацию президента.
Церковь в Бегомле
5 апреля в Бегомль прибыла специальная комиссия Полоцкой епархии (в составе 10 человек), которая должна была принять имущество местной церкви и передать его новому батюшке, которого назначили вместо отца Валерия. Однако приходской совет объявил бойкот комиссии Полоцкой епархии: верующие отказались передавать ключи от храма и признавать нового батюшку. По приезду комиссии возле местного храма собралось около десятка верующих, которые сильно возмущались поведением епархии и несколько часов спорили со священниками. В результате члены комиссии остались ни с чем – они даже не выяснили, у кого сейчас находятся ключи.
«Придет новый батюшка – ни один человек в церковь не зайдет. Будет один там молиться», – уверял журналиста один из прихожан храма в Бегомле.
Сам Валерий Тимков на собрание не пришел.
Местные верующие настаивают на возвращении отца Валерия и считают, что имеют право распоряжаться судьбой храма. Прихожане всячески хвалят отца Валерия, называют его «идеальным» и «самым человечным» человеком. Отмечают, что без его усилий храм в Бегомле никогда бы не появился. Причем слова в его защиту корреспондент belsat.eu услышал от людей самого разного возраста и социального положения: от учителя до бизнесмена, от стариков до молодежи. «Скажу откровенно: 95% жителей города уверены в невиновности батюшки», – заявил нам мужчина, который приехал на дорогом внедорожнике. Верующих возмущает закрытость суда над отцом Валерием, некоторые проводят параллели со сталинскими репрессиями.
«Мало ли кому захотелось его убрать… Как в 37-году пошептались и сломали человеку судьбу. Что это за суд?»- говорит мужчина в возрасте.
Председатель комиссии Полоцкой епархии отец Михаил пытался объяснить прихожанам, что они приехали в Бегомль вообще не для того, чтобы решать судьбу отца Валерия. Он добавил, что сейчас церковный суд второй инстанции рассматривает апелляцию по делу Валерия Тимкова и теоретически его еще могут оправдать. Но пока сюда назначили временного батюшку, который должен восстановить богослужение в храме. Детали скандального дела отец Михаил отказался комментировать, сославшись на устав: церковный суд должен быть закрытым, его материалы категорически нельзя разглашать. Правда, некоторые члены церковной комиссии отводили отдельных прихожан в сторону и намекали, что отца Валерия наказали не только и не столько за «развратные отношения» – мол, грехов за ним было много и решение приняли по совокупности. Однако жителей Бегомля эти намеки не убедили: когда к нему были претензии и раньше, почему об этом только сейчас стало известно?
Представители комиссии пытались убедить верующих: мол, так называемый актив прихода хочет поднять бунт, сбить вас с истинного пути. «Вы же хотите, чтобы проходило богослужение, да? А им молитва не нужна. Им смута нужна», – говорил один из священников. «Служба нам нужна, но нам нужна и справедливость», – отвечали верующие. Они называют поведение Полоцкой епархии оскорбительными: та не учитывает их мнение и не объясняет свои решения. Прихожане жалуются, что четыре месяца епархия на них не обращала внимание, а сейчас хочет все решить тайно – о приезде комиссии стало известно в последний момент, прибыла она в разгар рабочего дня, поэтому верующие даже не имели возможности провести собрание.
«Мы смотрели на Феодосия (архиепископа Полоцкого и Глубокского), как на Бога. А оказалось… Нарушена вера!»- жалуется одна из прихожанок.
Прихожане считают храм своей собственностью, так как пожертвовали на него свои деньги и даже лично принимали участие в строительстве. Полоцкая епархия ничем им не помогла. «Верните мне деньги, что я вложил в эту церковь – и тогда делайте с ней что хотите», – сказал священникам один из верующих. Представители Полоцкой епархии утверждают: не имеет значения, на чьи средства построен храм, все равно он – собственность БПЦ. «Мы должны провести прием имущества сегодня и сейчас», – повторяли священники. По их мнению, та горстка людей, выступивших против Полоцкой епархии, не имеют права говорить за всех верующих Бегомля. Но сами прихожане во время споров утверждали: если бы о приезде комиссии узнали заранее, к церкви пришли бы сотни верующих.
Некоторые священники, как утверждают прихожане, угрожали прибегнуть к услугам милиции – силой забрать ключи или сломать дверь и наконец зайти в церковь. Однако местные власти не поддержали радикальный сценарий. После нескольких часов споров к храму приехал председатель Докшицкого райисполкома Олег Пинчук. Чиновник развел руками: мол, он представитель светской власти и не может решать церковные вопросы. Но Пинчук подчеркнул, что не считает нужным «что-то ломать». Да и оснований для вмешательства милиции пока нет.
«Я не знаю, кто виноват, а кто нет. Я чего-то ломать или не ломать не буду. Нужно разговаривать и договариваться», – призвал он прихожан и священников.