Против кого направлен законопроект о банкротстве?
05.04.2019 19:15
—
Разное
Эксперты Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что проект закона о банкротстве, представленный общественности, изобилует рисками и требует серьезной доработки
Об этом было заявлено на пресс-конференции, состоявшейся в столице в конце прошлой недели, пишет neg.by
Председатель РСПП, являющийся «по совместительству» и членом Совета по развитию предпринимательства при Президенте, Александр Швец полагает, что законопроект, который был разработан Минэкономики, несет в себе множество рисков и может вызвать немало проблем. Он также выразил удивление тем, что государственные органы очень спешат внести этот законопроект в Палату представителей.
По мнению экспертов РСПП, если проект будет принят в представленном общественности виде, то он может нанести серьезный ущерб экономике Беларуси. В частности, адвокат Галина Дребезова назвала самую главную проблему, связанную с законопроектом. По ее мнению, разработчики документа «до сих пор не определились – это будет закон продолжниковский или прокредиторский». Иначе говоря, неясно, чьи интересы он в большей степени защищает, хотя, на наш взгляд, ответ на этот вопрос должен быть очевиден.
Г. Дребезова привела в качестве примера нескольких таких весьма спорных норм. Так, законопроект дает должнику право обратиться с заявлением об экономической несостоятельности, если в течение 9 месяцев подряд у него недостаточно денежных средств для погашения задолженности.
«Девять месяцев! О какой санации может идти речь?» – достаточно эмоционально прокомментировала это положение эксперт.
Очевидно, что после такой длительной неплатежеспособности реанимировать предприятие часто нереально, а значительная часть имущества в случае простоя может быть разворована, повреждена или прийти в негодность по иным причинам.
Вызывает у специалистов протест и норма, исключающая юридических лиц из числа субъектов, которые могут быть антикризисными управляющими. По мнению адвоката, это является прямой дискриминацией, противоречащей основам действующего гражданского законодательства Беларуси.
Вызывает вопросы у многих экспертов и намерение разработчиков документа передать функции контроля за деятельностью управляющих Палате антикризисных управляющих. Уже не первый раз звучит мнение, что эту организацию возглавит представитель государства. А ведь было столько разговоров о необходимости развития саморегулируемых организаций!
«Бизнес-сообщество – за саморегулирование. Но создание единой палаты с назначением туда в качестве руководителя государственного чиновника… К чему это приведет?» – задала вопрос Г. Дребезова.
Но ее вопрос явно выглядит риторическим, поскольку ответ на него понятен всем. Желание представителей государства поставить под контроль процессы банкротства, чтобы активно на них влиять, понять можно, но согласиться с ним трудно.
«Когда жалобу на действие управляющего по новому проекту закона будет рассматривать Палата, когда она будет разрабатывать стандарты, есть ли шансы у бизнеса сказать, что это неправильно?» – заметила эксперт.
В свою очередь, А. Швец считает, что проект «изобилует рисками, которые могут привести к большим перекосам». При этом, по его мнению, «закон таков, какова экономическая подоснова у этих дел и какова реальная система влияния на эти дела». Председатель РСПП обратил внимание и на действующее в нашей стране «право вето» государственных органов на банкротство принадлежащих государству компаний. Естественно, он вспомнил и о принятом в конце прошлого года Указе Президента от 02.10.2018 № 399, который фактически вводит прямой запрет на проведение судебной процедуры банкротства в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
А. Швец также высказал предположение, объясняющее попытки как можно быстрее внести законопроект в парламент:
«У нас есть гипотеза, что это связано с какими-то переговорными процессами с международными организациями в части наличия изменений в тех или иных нормативных правовых актах».
Так это или нет, сейчас сказать трудно.