Дмитрий Дашкевич: Я благодарен Наталье Эйсмонт за ее слова
05.04.2019 14:31
—
Разное
Дмитрий Дашкевич считает, что пресс-секретарь А.Лукашенко называет вещи своими именами. О Куропатах и не только Дашкевич рассказал "Белорусскому партизану".
- Дмитрий, за что вас вчера задержали в Куропатах?
- У меня вчера был не самый удачный день для того, чтобы с самого утра оперативно приехать в Куропаты. Я с детьми был в стоматологии, когда мне позвонили и сообщили, что в Куропатах что-то происходит.
Сначала у меня была надежда, что, может, кресты зацепили какой-то техникой, которая работала в Куропатах. Тем более, что летом такое уже было. Примерно через час после того, как мне позвонили, я уже был в Куропатах. Но в 10.30 уже все кресты снесли и погрузили в машины.
- Можно было как-то этому противостоять?
- Не было никакого смысла предпринимать какие-то активные действия. И сил таких не было. Район оцеплен, спецназ стоял, все парковки рядом перекрыты, чтобы люди не могли подъехать и припарковаться.
Закрыли даже этот кабак "Поедем поедим", и заправку. Почему мы в таком отчаянии там и ходили. Но этим бесноватым не понравилось даже то, что мы там просто ходили! Мы шли со стороны заславской дороги, когда нас задержали.
- А что в итоге вам предъявили?
- По факту выписали один протокол за мелкое хулиганство. Видимо, решили, что я мешал работать технике. Второй протокол оформили, потому что возникло спонтанное мероприятие по увековечению памяти "Крестовый путь", и буквально через пару часов всех задержанных начали дергать из камер и давать на подпись второй протокол.
И продержали нас до завершения мероприятия. Еще один протокол на всех оформили за сопротивление милиции.
Дмитрий Дашкевич
- Вчера в социальных сетях прошла информация о том, что якобы вам выставят счет за демонтаж крестов. Мол, раз вы их незаконно установили, значит, вам придется и оплатить работу по их сносу…
- Тут есть один аспект. Те, кто захватил власть и фальсифицирует выборы, не могут свое преступное дело обставить так, чтобы ни у кого не возникало было юридических претензий, чтобы не было сомнений в правильности принятых решений. Это касается и строительства кабака в охранной зоне, и сноса крестов…
- Вы сказали, что вам никто не предъявлял претензий по поводу установленных крестов…
- Три разных инстанции по этим крестам принимали решения, хоть это один лесной массив. По крестам со стороны Бульбаш-холла вопрос рассматривал Боровлянский лесхоз и сельсовет. И они отказались выносить решение.
Кириллу Лойко, многодетному отцу, который помогал нам ставить первые кресты, так и сказали: если рассмотрим этот вопрос, то вынуждены будем дать штраф. И по тем 24 крестам, которые стояли со стороны кабака, никаких претензии нам вообще не выставляли.
За 33 креста со стороны "Экспобела" нам дали штраф - за нарушение правил работ в Куропатах, мы нарушили Кодекс о культуре.
Претензия была только к крестам, которые стояли со стороны заславской дороги, были предписания их снести. Но как раз за день до "большого разговора" у Лукашенко я получил постановление из Центрального суда, которое отменяет решение дорожников. Нам даже штраф отменили.
И только вчера я узнал, что Егор Лаврухин, с которым мы вместе ставили кресты, пришел на почту 4 апреля, и получил письмо от дорожников, подписанное 1 апреля, с предписанием до 19 апреля убрать кресты. Нам еще это постановление не успело дойти. А 4 апреля они уже сносят кресты…
Мы ведь эти 70 крестов не за пять минут поставили. Все лето фактически этим занимались. Было собрано пять с половиной тысяч долларов. И чиновники ходили, смотрели…
Первые три креста, которые у нас конфисковали, мне потом вернули в Ленинском отделе милиции. И мы их тут же погрузили в машину и отвезли в Куропаты. И никто нам не мешал это делать, никто за нами не следил…
- Дмитрий, как думаете, те кресты, которые вчера зверски выкорчевали, вернут в Куропаты?
- Очень сомневаюсь… Я видел людей, которые прятали свои лица, накидывали капюшоны, видел закрытые номера машин, которые их вывозили. Думаю, бензопилу включат и уничтожат…
Когда ставили метки для ограждения, я специально посмотрел – нигде эти кресты не мешали забору! Они стояли за ним. Более того, мы кресты ставили в тех местах, где они были уже истлевшие, до них дотронешься – они рассыплются. Мы просто заменили старые кресты.
- Как вам кажется, кому мешали кресты?
- Очень точно, на мой взгляд, эту ситуацию описала Анна Шапутько, которая написала: черной душе, которая едет по кольцевой, невыносимо смотреть на эти белые кресты… Как для черта ладан…
Удивительное дело: "большого разговора" с Лукашенко хватило для того, чтобы уничтожить все кресты! Ни постановлений, ни документов, ни юридических претензий ведь не показали вчера…
По периметру стояли железные кресты, их практически не видно. Старые, серые, тоже не заметны. А новые, белые, высокие – их черная душа уже вынести не смогла….
Лукашенко сказал во время "большого разговора" про эти кресты. И ими сразу и занялись.
- Вчера и пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт сказала: "Читайте президента!"…
- Я ей благодарен за то, что она говорит. Она то ли по глупости, то ли по искренности, называет вещи своими именами.
Снесли кресты? Читайте президента! Диктатура? Это экспортный товар!
Поэтому я благодарен ей за такие слова.
- Вы сказали, что будете писать жалобы по поводу случившегося. А есть ли смысл?
- Юридического смысла, конечно, нет. Чего мы добьемся в судах государства, где без каких-либо документов, без судов вырывают 70 крестов на месте массовой гибели людей?..
Но для потомков, для историков, для архивов, думаю, это будут интересные документы.
- Некоторые белорусские политики уже готовятся к президентской кампании. Как вам кажется, должны ли они, встречаясь с избирателями, говорить не только о социально-экономических проблемах, но и о Куропатах?
- Честно говоря, меня уже подташнивает от всех этих ходоков в президенты. Мы маленькое дело не можем сделать, казалось бы, самое простое…
В свое время журналисты радио "Свабода" делали интересные материалы о том, как государственные чиновники относятся к Куропатам, особенно когда там открылся этот кабак. Сегодня мы наблюдаем неоднозначную реакцию чиновников на то, что произошло в Куропатах…
- Да, например, депутат и бывший замминистра иностранных дел Валерии Воронецкий ясно обозначил свою позицию…
- Так вот белорусская оппозиция не может решить элементарный вопрос с Куропатами. Пришли партии, покричали "Мы отстоим Куропаты!" и слились…
Поэтому я и говорю: мы не можем справиться с одним маленьким делом, для которого не нужно большое противостояние, не нужно бросать вызов Лукашенко, ехать в зоны… Нужно просто прийти в Куропаты, поднять флаг…
Я стою в Куропатах по пятницам – на меня ни одного протокола не оформили. Так просто возьмите и придите в Куропаты, призовите кого-то к молитве, кого-то – к солидарности.
Куропаты могли бы консолидировать общество. Но это, видимо, никому не нужно.
Я не могу понять, как неверные в малом хотят быть верными в большом. Это просто не укладывается в моей голове. Мы не можем решить этот небольшой вопрос, но при этом мы все миссионеры для 10 миллионов белорусов.
Я не верю в этих миссионеров.
- А у вас нет желания баллотироваться в Палату представителей?
- В юности я как-то собирал подписи во время парламентской кампании. С какой-то точки зрения это был полезный опыт для 23-летнего активиста. А сейчас, конечно, никакого желания нет. Смысл? Мы наблюдаем некоторых представителей независимого движения в парламенте. Ну и что они смогли сделать?..
- Дмитрий, скоро вы станете многодетным отцом. Трое детей – это непросто. У вас бизнес, общественные дела. Остается время, чтобы активно помогать жене по дому, с детьми?
- Я не считаю, что много времени выделяю на общественную деятельность. Я никаким инициативам не посвящаю время, кроме Куропат. Летом, когда ставили кресты, это требовало больше времени, а сейчас провожу в Куропатах пять часов в неделю, по пятницам – с 16 до 21 часов. Вчера можно было, конечно, как-то активнее себя вести…
в Куропатах с семьей во время установки крестов минвушим летом
- Ага, и угодить на пару лет за решетку. А дети, жена?
- В том-то и дело… Есть, видимо, люди, которые могут себе позволить более решительные действия, ну честь и хвала этим людям! Я чем могу - помогу. А пока я просто пять часов стою в Куропатах. Это минимум и максимум, который я сегодня могу сделать.