От Крутогорья, Койданова и Дзержинска до Александрии

Источник материала:  
03.04.2019 — Разное

О том, как и при каких обстоятельствах наш город менял свое название и открывающиеся перспективы.

Мы тут посмотрели, в последнее время становится актуальным менять название городов. Взять хотя бы историю с Астаной, которая внезапно оказалась Нурсултаном. Что ж, в любом случае наш город, что называется, прошел через это все, когда это еще не было мейнстримом. За свою многолетнюю историю Дзержинск умудрился сменить несколько названий.

А теперь, собственно, о том, как это было.

Еще в железном веке Дзержинск вполне себе существовал. Но не как Дзержинск, разумеется, а, скорее, в виде большого городища. Была построена огромная крутая гора, укрепленная деревянными стенами, вокруг был выкопан ров, наполненный водой из реки Нетечь.

В 50-е годы 20 века кому-то вздумалось добывать на этом городище песок, и ров был уничтожен, вода вышла. До наших дней сохранилась только небольшая горка и камень, к которому прикрепили табличку с надписью, что эта гора находится под охраной государства как памятник археологии. Но вы об этом, наверное, и сами знаете.

Первое название этого поселения — Крутогорье. Датой рождения Крутогорья считается 1146 год. Тогда уже приняли христианство, и в Крутогорье построили церковь. Написали икону, на которой была указана та самая дата — 1146. Но икона до наших дней не сохранилась. Она сгорела в 1850 году вместе с деревянной церковью.


Как пишет известный белорусский этнограф XIX века Павел Шпилевский: «Койданов когда-то назывался Крутогорьем, между зданиями которого красовался большой каменный замок с великолепным зверинцем. Если к этому преданию присоединить другое, что в старой Койдановской (сгоревшей) православной церкви была икона с надписью «Крутогорье, 1146 год», то можно полагать, что до второй половины XII века ещё не существовало названия Койданово».

Дальше — веселее.

Беларусь оказалась на пути миграции татаро-монголов из Азии в Европу. Однако именно в Крутогорье их планы на тур по Европе пошли прахом. Дважды. Первый раз в 1241 году литовский князь Скирмунт встретил со своим войском заволжских татар и хана Балаклая и разбил их в пух и прах.

Но татары не усвоили урок, и через восемь лет в 1249 году они снова подошли к Крутогорью. Во второй раз перекопский хан Койдан взял в помощь двух славянских князей. Однако здесь на белорусской земле их встретил со своим войском князь Миндовг. Он дал мощный отпор вражеским войскам. Командующий, татарский хан Койдан погиб, здесь же и был похоронен.

Впрочем, версия о том, что Крутогорье стали называть Койданово исключительно по этой причине не более чем миф. Есть парочка более, скажем так, имеющих место теорий.




Например, название «Койданово», с точки зрения топонимики, является притяжательным прилагательным от имени Койдан (принадлежащее Койдану). После смерти Тохтамыша в 1406-м году, многие его приближенные получили от Витовта наделы и остались жить в Литве, бросив свои земли в Золотой Орде. Имя Койдан на русский язык как раз переводится как «Бросивший земли».

Или: название Койданово связано с местными умельцами — «койданами» — кузнецами. Когда-то в белорусский язык из Прибалтики попало слово «кеда», которое переводится как «кузнец». До наших дней сохранилась такая фамилии как Кедич. Это значит, что их предки были кузнецами. Позднее это слово трансформировалось в белорусское слово «койда».

На Крутогорье издавна добывали руду. Здесь жили кузнецы. Возможно, что князь Миндовг и назвал Крутогорье Койдановым, потому что местные кузнецы выковали его войску мечи и доспехи. А когда татарское войско было разгромлено, местные мастера выковали кандалы для пленных.

Выбирайте любую из версий, но нам больше по душе первая. Как-то она все же больше наукой попахивает.

А вот с Дзержинском все более прозаично. С 3 мая 1932 года местечко Койданово получило статус города, который 29 июня 1932 года был переименован в Дзержинск. Понятно, в честь кого. Чем-то все это немного напоминает ситуацию с Нурсултаном, хотя Нурсултан он такой один, а Дзержинсков — несколько.

А вообще, мы тут подумали, это же отличная идея — переименовывать города. Минск вон прям таки напрашивается на Александрию. Объясним: в таком случае «Маяк Минска» автоматически превращается в Александрийский маяк, а Национальная библиотека Беларуси — в Александрийскую библиотеку. Эпично же.

Правда, для полного соответствия трендам, как с Нурсултаном, видимо, придется еще лет 5-10 подождать.


←Мамаев и Кокорин останутся в СИЗО еще на полгода

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика