«Не могли даже его поднять, катили». Могли ли туровские кресты приплыть из Киева и из чего они сделаны?
30-ые годы прошлого столетия. По всему Советскому Союзу звучат громкие лозунги безбожной пятилетки. Церкви превращаются в амбары, колокола отправляются в котёл индустриализации, язык Библии под строжайшим запретом.
Валерий Котлерчук, староста Кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских:
Был приказ нелепый: у нас памятники священникам, монахам убирали и топили их.
Валентина Карась, сотрудник Туровского краеведческого музея (1965-2006 гг.):
Снимали кресты, раскидали и всё. Мне отец говорил, что в церкви, которая стояла на Замковой горе, были очень красивые, резные царские врата. Их выбросили в болото.
Валерий Котлерчук:
Тогда никто не церемонился, с людьми за нательный крестик расправлялись, за веру.
В это самое время в тихом уголке Полесья разыгрывается настоящая драма. Следуя идеям партии, местное руководство идёт на беспрецедентный шаг – один за другим летят с обрыва в реку 10 каменных крестов.
Спустя семь лет 4 из них всплывут. Распятия тотчас займут свои места в храмах, а Туров отныне и вовеки веков станет символом настоящего чуда.
Отец Василий, ключарь Кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских:
Место маленькое, тихое, но значимое, которое знают не только у нас, но и в разных странах.
Паломники из Беларуси, России, Украины будут приходить сюда, чтобы прикоснуться к святыне.
Игорь Митюрич, председатель Туровского городского исполнительного комитета:
Некоторые приезжают не первый раз, не один раз они были у крестика, и всё равно приходят, как будто тянет их кто.
Кто же послал её на белорусские земли тысячу веков назад? И почему эти кресты так долго искали путь домой?
В деревне Хотомель 80 лет растёт каменный крест. Жители: «Что-то было здесь раньше»
Это – деревня Погост в десяти километрах от Турова. Дата её возникновения точно неизвестна. Археологические раскопки, проведённые здесь, выявили предметы быта ещё из железного века! В летописях же Погост впервые упоминается в XVI столетии.
Отец Сафроний, служитель Храма Воздвижения Креста Господня:
Наш крест, который находится в этом храме, изначально стоял на этом месте, потому что приплыл против течения по воде, и когда местные жители вынули из воды, поставили здесь, на берегу. Впоследствии здесь была построена деревянная часовня.
Его не прятали, не закапывали и не дробили. С самого первого появления местонахождение креста было доподлинно известно. В церковь его принесли сразу после всплытия. Молодые и горячие комсомольцы в знак протеста поклонения камню вновь выбросили реликвию в реку.
Отец Сафроний:
Крест не утонул, а плавал по верху. А ночью местные девушки – казалось бы, как могли хрупкие девушки поднять этот крест – шестеро их было, они его вынесли на своих руках назад в церковь.
Валерий Котлерчук:
По всем законам физики не должен камень или металл всплывать. Этот крест – в воду, и он опять начал подниматься, всплывать.
Этот крест – один из тех, что ещё тысячелетие назад возвышались над Припятью. Воды которой принесли их сюда из Киева во времена Крещения Руси.
Отец Василий:
Это было первое переправление крестов, так как есть ещё в других источниках, что когда было первое переправление сюда крестов из Киева по Днепру и Припяти, то было и второе переправление крестов, только уже размеры указывают историки поменьше.
Впрочем, существует и вторая версия. Якобы каменные фигуры приплыли самостоятельно. Да к тому же и против течения.
Наталья Дубицкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук:
Эта легенда как раз озвучивает тот факт, то противостояние, которое происходило, когда на эти земли силой вводили христианскую веру. Была коренная ломка и она шла очень жестокими, кровавыми методами.
Толкований подобному явлению множество. И всё же очевидные огрехи в повествовании вовсе не повод считать, что этого не было.
Мария Нецветаева, председатель Синодального отдела Белорусской православной церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации:
Когда мы читаем, что какой-то предмет приплыл, например, из Киева, это не всегда означало, что он буквально приплыл против течения реки. Это могло означать, что он, несмотря на все жизненные ненастья, эти предметы были доставлены в Туров.
И не всегда означает, что они буквально были из Киева, они могли быть мастером из Киева сделаны, они могли иметь какую-то связь с киевской традицией.
По одной из версий, крестов было 10, по другой – 12. Сенсационным было и то, что вода Припяти стала багровой в момент, когда кресты причалили к берегу.
Отец Василий:
Цвет крови и трагический, и в тот же момент являлся неким возрождением. Знаем, что было дальше с крестами: были и чудотворными, исцеляли больных. 10 веков они стояли на одном и том же месте, до определённого времени, момента, года.
Трагедия, и правда, разыгралась в этом месте тысячу лет спустя. В 30-ые годы, когда начались гонения на церковь, на туровских землях, как и по всему Советскому Союзу, взялись за святыни.
Валерий Котлерчук:
Бабушки рассказывали, что стояли на берегу Припяти они. Многие века прошли, стояли, никто не трогал. Только в 30-ых годах, когда были гонения на веру, у нас было тоже уничтожено 9 храмов – сожгли, деревянные все были храмы – и все эти кресты были сброшены в воду, чтобы никто не достал, чтобы даже не было повода их искать.
Отец Василий:
Люди возле храма в каких-то кустах накрыли, чтобы не приносить в храм, потому что это было ещё неполезно. То есть, могли кресты там всплыть, сюда перенесли из храма, их бы просто забрали и уничтожили.
Про чудо-находки замолчали на долгие годы. Забыли о Боге, молитвах и службах. Коммунистический режим конфисковывал церковное имущество, высмеивал религию, преследовал верующих, распространял атеизм в школах. Явление чуда приплывших по воде каменных крестов по советским законам не подлежало объявлению во всеуслышание, а свидетелям и участникам событий была объявлена награда за молчание. Им выдавали продуктовые пайки, а за распространение слухов грозили ссылкой и тюрьмой.
Отец Сафроний:
После окончания Первой мировой войны граница между Советским Союзом и Польшей прошла буквально за Туровом и разделила Беларусь на западную и восточную части. И в западной части храмы остались целыми, там гонений не было на православие. А у нас людей раскулачивали, храмы сносили.
Спустя время, слухи всё же поползли: мол, каменные кресты, утопленные большевиками, всплыли в разных местах. Случай в Погосте – один из четырёх. Подобная история есть за каждым из уцелевших распятий. Четыре каменных изваяния, поднятых из воды, стоят сегодня в разных храмах. Два из них появились в районе местечка Струмень.
Валерий Котлерчук:
Рассказывали, когда один из крестов подчалил к берегу, не могли даже его поднять, потому что он был очень тяжёлый, его просто катили. Начали скоблить, увидели камень. Конечно властям того времени нужно было объяснять, что это такое. Потому что в материальном мире не допускались такие вещи.
Объяснить явление, действительно, сложно. Так где же заканчивается правда и начинается вымысел?
Галина Качанко, заместитель генерального директора по геологии НПЦ по геологии:
Процесс всплытия камней невозможен, однозначно. Вот то, что русло отошло, сместилось – это возможно. И тогда они оказались на поверхности.
И тем не менее, местные упрямо твердят: чудо случилось! Власти приказали разбить кресты на мелкие части и утопить, но мужчины, побоявшись кары Божьей за глумление над святыней, отнесли их к церкви и припрятали в кустах возле фундамента.
Валерий Котлерчук:
У каждого в душе, всё-таки, есть понимание того, что над нами кто-то есть, и никто не хотел себя вводить в какой-то большой грех.
Со временем место это поросло травой. А про кресты забыли. И лишь спустя полвека про них вспомнили и доставили в церковь Всех Святых. А в 2013 году один перенесли в только что построенный Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских.
Отец Василий:
С благословения Владыки, этот крест был перевезён сюда, на территорию Кафедрального собора.
Новый собор был открыт в напрестольный праздник: 11 мая – в день памяти Кириллы Туровского. Каждый год митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел посещает город и проводит здесь службу. Святыни стоят на улице неспроста. Ещё издавна их окрестили «голыми». Это значит: стоящими под открытым небом. Люди приходят к нему за успокоением, надеждой и исцелением.
Отец Василий:
Стоят люди возле крестов, в свой рост даже и у кого что болит – прикладывают, молятся и получают просимое от бога.
Атеисты сломали тысячи копий в попытке опровергнуть чудо. Мол, кресты сделаны из пористого камня, потому и всплыли. В природе такие факты, действительно, наблюдались.
Галина Качанко:
В кристаллической решётке содержится какой-то кислород, этот уровень не позволяет ему утонуть. Если бы этот крест состоял из пемзы, он бы уже давным-давно разрушился и к нам бы уже не дошёл.
Валерий Котлерчук:
В том и чудо состоит, что мы многое объяснить не можем.
Второй крест и по сей день стоит во Всесвятской церкви – старейшей и единственной деревянной в Турове. Она построена местным мастером Антонием Лойко в 1810 году. Тот самый случай, когда сооружение дошло до нас в первозданном виде.
Лишь на крыше появились золочёные маковки да пристроили двухъярусную звонницу. Этот памятник культового зодчества сегодня включён в Государственный список историко-культурных ценностей страны.
Анна Волкова, казначей Всехсвятской церкви:
В 1942 году её охранял немецкий солдат и вдруг видит свет в окне. Он доложил начальству, пришёл офицер и сказал открыть эту церковь, и расстрелять всех, что тут есть. Но когда зашли, не увидели никого, поёт детский хор, хор ангелов. Они поняли, что какая-то есть Божья сила, которая может наказать, и поэтому оставили её в покое.
В своё время староста Валерий Котлерчук тоже служил здесь. Когда вера перестала быть наказуемой, тут же взялись за обустройство святого места, которые долго пребывало в запустении. Для общего блага шли на самые крайние меры.
Валерий Котлерчук:
Говорю отцу Александру: «Знаешь, у меня есть трактор». Продали трактор – на то время получились денежки неплохие, свой трактор продал и сделали полностью отопление для Всехсвятского храма.
Крест, который стоит в церкви, по некоторым сведениям, из воды доставали 8 мужчин. Изначально они причалил возле деревни Черничи. Но женщины, которые увидели его, посчитали это дурным знаком и оттолкнули баграми от берега. Так крест и оказался в Турове.
Анна Волкова:
В 30-ые годы кресты эти сказали раздробить на гравий, но по какой-то причине, откололи кое-как кусок и их просто утопили.
Но чем так примечателен крест в Погосте? В отличие от остальных, он всё же не выдержал всех перипетий и сломался. Со слов специалистов, это лишь усиливает трагичный эффект истории. В 1960 году его забрали на исследования. Местные жители буквально забросали письмами всевозможные инстанции с одной-единственной просьбой – верните крест домой!
Отец Василий:
Потом этот крест был перевезён в Гомельский музей, по возвращении сюда он находится в Храме Животворящего Креста Господня. Он разбит пополам, то есть это отражает то время.
Покидая время от времени свой маленький домик в глухой деревне, отец Сафроний наведывается сюда, чтобы навести порядок и помочь во время службы. Отказавшись в начале 90-ых от столичной жизни, блестящей карьеры на крупном предприятии и любви, променяв Минск на тихое Полесье, он давно породнился душой с каждым, кто приходит к нему.
Отец Сафроний:
Местная традиция: замечаю, как наши бабушки приходят на службу и первым делом они его обнимают. Первое время у меня это вызывало возмущение: это же святыня, а они… Потом я понял, что для них это является настолько родным, что они его обнимают, как человека.
Истинное место возникновения крестов до сих пор точно не установлено. Как и порода камня, из которого они были сделаны. Вопросом этим всерьёз никто не задавался, никаких экспертиз с камнем не проводили. Отсюда столько разногласий.
Наталья Дубицкая:
Что касается конкретного, данного креста, никто его конкретно из Киева на плотах вряд ли привозил. Скорее всего, эти кресты имеют местное происхождение.
Галина Качанко:
Это – не родное белорусское месторождение. Сама первичная, материнская порода, может быть, и была раньше сланцем, но в настоящее время, полагаю, это уже метаморфизованная порода, которая называется гнейсом. Но хочу сразу же сказать, что в самом Турове или в его окрестностях такие породы не залегают. А если залегают, то очень-очень глубоко.
И всё же, вопреки доводам скептиков, местные уверены: именно эти кресты хранят их землю от напастей.
Отец Василий:
Это будет очень большая святыня для нашего прихода, для храма, для людей.
Тот самый крест в Погосте трижды бросали в воду и трижды он всплывал. Тогда все попытки избавиться от креста прекратили. Когда по всему Союзу закрывали церкви, часовня в Погосте каким-то странным образом уцелела. И хоть главное таинство – литургия – здесь не проводилась, можно было запросто побеседовать со священником и даже покрестить ребёнка.
Отец Сафроний:
Храм большой, который был в центре деревни, разрушили. А этот храм, ввиду того, что за тысячу лет вокруг этой часовни образовалось кладбище, хоронили людей, часовня была на краю деревни, кладбище вокруг – посчитали эту часовню, маленький храм несущественным. И не сочли нужным даже разрушать.
Отец Василий:
Кресты всплыли, потому что Господь сохранил их для будущего человечества, для будущих жителей этого края.