Американцы борются со старением, переливая себе кровь молодых. Это работает?
27.02.2019 12:38
—
Разное
PA
В официальном заявлении, опубликованном надзорным агентством американского минздрава (FDA контролирует качество пищевых продуктов и медикаментов), утверждается, что несмотря на популярность и дороговизну такого "лечения", его эффективность не подтверждена никакими научными исследованиями.
Более того, любое переливание крови (или - в данном случае - плазмы), особенно в больших объемах, сопряжено со значительными рисками для здоровья.
Тем не менее клиники, предлагающие подобную услугу, работают уже в нескольких штатах США - и, судя по росту предложения, пользуются большим спросом.
При этом, как уточняет Business Insider, каждая инъекция "молодой крови" обходится пациентам в сумму от 8 до 12 тысяч долларов.
По стопам профессора Преображенского
"В настоящий момент заведения, расположенные в различных штатах, предлагают всем желающим инъекции плазмы, полученной от молодых доноров, по цене, достигающей тысяч долларов за процедуру - в качестве лечения от различных заболеваний", - говорится в заявлении, опубликованном FDA во вторник вечером.
Плазма - это жидкая составляющая крови, в которой, в частности, содержатся белки, обеспечивающие ее свертываемость.
Правообладатель иллюстрации: GETTY IMAGES
Инъекции и переливание плазмы действительно используются в медицине - например, при некоторых заболеваниях печени, когда в крови у пациентов не хватает собственных необходимых белков. Только в США ежегодно проводится более 14 млн подобных операций - это почти 40 тысяч переливаний в день.
Однако омоложение при помощи подобных процедур - расхожий миф, не имеющий под собой научной основы.
"Нет никаких клинических испытаний, подтверждающих пользу инъекций плазмы от молодых доноров в предотвращении старения, потери памяти или в лечении таких заболеваний, как старческая деменция, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, сердечных заболеваний или посттравматического стрессового расстройства", - подчеркивает регулятор.
"Проще говоря, - поясняет комиссар FDA Скотт Готтлиб, - мы озабочены тем, что недобросовестные агенты наживаются на некоторых пациентах, навязывая им инъекции плазмы в качестве лекарственного средства".
Амброзия - пища богов
В заявлении FDA не упоминаются конкретные клиники или компании, предлагающие "услуги по омоложению" при помощи инъекций плазмы. Однако там упомянуто, что регулятор рассматривает возможность обратиться в эти компании напрямую, потребовав прекратить "злоупотреблять доверием пациентов и подвергать их здоровье риску".
В то же время американские СМИ и околонаучные издания (в том числе National Post, Business Insider и MIT Technology Review) уже несколько лет открыто рассказывают об этой услуге, предлагаемой компанией Ambrosia.
В древнегреческой мифологии амброзией называлась пища олимпийских богов, которая якобы делала их бессмертными.
Стартап Ambrosia был основан в 2016 году в Калифорнии выпускником Стэнфордской медицинской школы Джесси Кармазином. Его бизнес-идея заключалась в том, чтобы переливать желающим плазму крови, взятую у доноров в возрасте от 16 до 25 лет.
По словам самого Кармазина, идея пришла ему в голову, еще когда он был студентом и наблюдал многочисленные переливания. Именно тогда он якобы заметил, что пациенты, которым переливали кровь более молодых людей, чувствовали себя лучше и выздоравливали быстрее.
В том же году компания объявила о проведении клинических исследований, чтобы научно подтвердить пользу этой процедуры. Однако масштаб испытаний был невелик - волонтеров набралось всего 200 человек, хотя изначально набрать собирались 600. Не последнюю роль в этом, видимо, сыграл тот факт, что для участия в эксперименте нужно было оплатить процедуру по стандартной стоимости.
"Нет попросту никаких клинических доказательств [что подобное лечение будет полезным], - цитировал тогда журнал Science профессора Стэнфордского университета Тони Уайсс-Кори, проводившего аналогичные исследования по переливанию молодой плазмы на мышах. - Так что фактически это злоупотребление доверием людей".
Результаты исследований, проведенных "Амброзией", до сих пор не опубликованы. Однако, по данным Business Insider, в настоящий момент клиники компании работают уже в пяти городах США.