Всемирный банк рекомендует Беларуси повысить внутренние железнодорожные тарифы для населения
Всемирный банк (ВБ) рекомендует перестроить организационную структуру Белорусской железной дороги (БелЖД) и реформировать ее тарифную политику наряду с расширением использования цифровых технологий. Такие выводы содержатся в опубликованном в четверг исследовании железнодорожного транспорта и логистического сектора Беларуси, которое провел Всемирный банк.
Рекомендации ВБ направлены на повышение конкурентоспособности железнодорожного сектора в Беларуси, улучшение качества пассажирских перевозок и увеличение вклада отрасли в национальную экономику.
"Стоимость железнодорожного транспорта настолько низкая, что проезд 30 км по железной дороге обходится дешевле, чем поездка на метро в Минске. Перекрестное субсидирование убыточных пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок препятствует критически важным инвестициям в развитие сети грузоперевозок и пассажирских сервисов и даже угрожает финансовой стабильности железной дороги", - приведено в пресс-релизе ВБ мнение старшего специалиста по транспортному сектору Всемирного банка Винни Вонга.
По его словам, "вместо того, чтобы обременять грузовые перевозки поддержкой пассажирских, целесообразнее было бы выработать меры по увеличению доходов от пассажирских перевозок, и если они являются важной государственной услугой - субсидировать их за счет налогов".
В исследовании отмечается, что на фоне увеличения стоимости международных пассажирских тарифов увеличились цены на региональные и местные пассажирские перевозки значительно снизились по сравнению с инфляцией и доходами. "В связи с этим БЖД приходится субсидировать пассажирские перевозки за счет более высоких тарифов на грузовые, что негативно сказывается на ее способности конкурировать с иностранным компании и автомобильным грузоперевозкам", - сказано в исследовании.
По данным ВБ, за последнее десятилетие доля железнодорожного транспорта в транзитных перевозках в Беларуси сократилась с 35% до 29%, что в значительной степени обусловлено усилением конкуренции со стороны автомобильного транспорта, а также проблемами в организационной структуре и тарифной политике железнодорожного сектора.
Исследование рекомендует разработку новой стратегии развития БелЖД, включающую переоценку активов, изменение методов бухгалтерского учета, разработку коммерческих стратегий и бизнес-планов отдельно для пассажирских и грузовых перевозок. Также эксперты банка рекомендует поменять структуру управления системой БелЖД. "Белорусская железная дорога – это не компания в привычном смысла слова, а государственное объединение, которое курирует 29 различных организаций - каждая c собственной балансовой ведомостью, отчетностью, активами и процессом принятия решений. Объединение всех этих структур в единое государственное предприятие поможет повысить общую эффективность управления сектором и его конкурентоспособность", - считает глава представительства ВБ в Беларуси Алекс Кремер.
По данным БелЖД, в 2018 году перевезено порядка 80 млн пассажиров. Объем перевозки пассажиров поездами городских линий вырос на 8,7% и составил почти 3,8 млн пассажиров.
Общий объем контейнерных перевозок в 2018 году по БелЖД вырос на 21% и составил 635,4 тыс. ДФЭ, в том числе ускоренными контейнерными поездами - 474,3 тыс. ДФЭ (рост на 26%).