В суде по "делу БелТА" допрашивают Золотову
19.02.2019 12:22
—
Разное
Марина Золотова не признает себя виновной по ч. 2 ст. 425 УК (Бездействие должностного лица). Она никогда не пользовалась платной подпиской БелТА, а ущерб журналистам TUT.BY выставляли как физическим лицам. При этом один заход следствие приравняло к стоимости подписки за месяц для юридических лиц.
Вчера суд принял заявленный отказ от исковых требований «СБ» к Марине Золотовой, ранее издательский дом выставил сумму в 18 172 рублей, осенью 2018 года ее погасили журналисты портала, в отношении которых уголовное преследование было прекращено. Поэтому представитель «СБ» Алексей Шпилевский больше не участвует в процессе.
В суде уже допрошены все свидетели, изучены 58 томов уголовного дела и сегодня, 19 февраля, суд Заводского района Минска перешел к допросу обвиняемой — главному редактору TUT.BY Марине Золотовой.
Прокурор предложил высказаться Марине Золотой по существу предъявленного обвинения.
— О наличии несанкционированного доступа к платной подписке БЕЛТА я узнала в марте 2018 года. Этот вопрос обсуждался в телефонном разговоре с Анной Калтыгиной (редактором TUT.BY). Когда мне стало известно, что у нее есть доступ, я сказала: «Это плохо. Будем разбираться», — рассказывает Золотова.
На следующий день Анна Калтыгина сравнила преимущества платной подписки и открытого доступа.
— Выяснилось, что разница по времени (в выставлении новостей — Прим. TUT.BY) отсутствует, или невелика. Мы пришли к выводу, что платная подписка нецелесообразна. Аня сказала, что доступом больше пользоваться не будет, больше мы к этому вопросу не возвращались. Сожалею, что не приняла более решительных мер. Об этом сожалею теперь и раскаиваюсь, — заявила Марина Золотова.
Гособвинитель Юлия Харчейкина подробно спрашивает про структуру редакции, кто и кому подчиняется, кто принимает решение о публикации текста и требуется ли для этого разрешение Золотовой.
— Не могу прочесть 200 материалов в сутки, — поясняет редактор и говорит, что редактора отделов самостоятельно принимают решения.
— Какие платные подписки есть у редакции TUT.BY? — задает очередной вопрос прокурор.
— На БелаПАН, ТАСС, Reuters, с ВВС есть соглашение другого характера. Еще с рядом изданий — устные договоренности, партнерские, — уточняет Золотова.
«TUT.BY находится на первом месте, несмотря на то, что свели использование материалов БЕЛТА к минимуму»
По словам обвиняемой, когда-то она сама инициировала вопрос о заключении договора с БелТА.
— Я сама звонила в редакцию БелТА, интересовалась платной подпиской. Мой собеседник и сотрудник агентства поинтересовался, для чего, удивился и сказал: «Для вас это будет невозможно или дорого», — вспоминает Марина Золотова. — Не позже 2010 года мы договорились с руководством БЕЛТА об использовании трех ссылок (при публикации новости БелТА на TUT.BY — Прим. TUT.BY). Можно было использовать все из открытого доступа. Такое сотрудничество БелТА было выгодно, переходы с TUT.BY влияли на их трафик. Об этом мне рассказывал и сотрудник агентства, — говорит Марина Золотова.
Она не знала точно, но «могла догадываться», что другие сотрудники TUT.BY пользуются платной подпиской.
— Эта тема обсуждалась в журналистской среде, что пароли БелТА гуляют (среди белорусских СМИ — Прим. TUT.BY). (…) Слышала, в 2016 году по этому поводу на БелТА состоялось совещание, — отмечает Марина Золотова.
— Влияет ли время публикации на рейтинг? — интересует гособвинитель.
— Это влияет на самооценку самого автора и издания. Что касается рейтинга, мы попросили специалиста сделать заключение по этому поводу, оно сейчас готовится. Время публикации — один из многочисленных факторов, который может повлиять на рейтинг, — высказывает свое мнение Золотова.
— Рейтинг влияет на рекламу и доход предприятия? — снова спрашивает гособвинитель.
— Отслеживание этих связей - не моя компетенция.
Главред не видит связи между использованием новостей агентства и рейтингом TUT.BY.
— TUT.BY находится на первом месте, несмотря на то, что свели использование материалов БелТА к минимуму, — говорит Марина Золотова.
Редактор TUT.BY отрицает показания в суде бывшего директора агентства БЕЛТА Дмитрия Жука, который утверждал: он предлагал Золотовой оформить платную подписку, но она отказалась.
— Дмитрий Жук сам пояснял, что они не занимались коммерческой деятельностью, все подписчики приходили сами, — комментирует этот момент Золотова.
Золотова приводит цифры: за тот срок, о котором идет речь на процессе, БелТА получила с TUT.BY 350 тысяч переходов.
— В один из дней переходы с нашего сайта составили половину трафика БелТА, — уточняет обвиняемая.
По словам Марины Золотовой, материалы в определенный период агентства составляли 4% от всех публикаций на портале (и это были материалы из открытого доступа, а не из подписки).
Суд попросил Марину Золотову высказать свое отношение к обвинению.
— Большой ущерб для репутации БелТА является сам процесс, поскольку здесь затрагивается вопрос о сохранности информации агентства. Руководство БелТА знало об использовании паролей другими журналистами, а отвечать за это должна Золотова и эта ситуация мне кажется удивительной, — высказывает свою позицию Марину Золотова.
«Когда перечитывала показания, волосы вставали дыбом»
Уже не первый раз звучит в суде, что ущерб был погашен журналистами как физическими лицами, и теперь он снова выставлен, но уже главному редактору TUT.BY. Золотова обращает внимание: нет никаких доказательств сбоя в использовании подписки в редакциях «СБ» и газеты «Рэспублiка».
— Этого нет ни в материалах уголовного дела, от свидетелей в суде это тоже не прозвучало. Нет никаких примеров того, что происходило конкретно, — говорит Золотова и отмечает, что не видит обоснований для ущерба.
На вопрос гособвинителя, признает ли главный Золотова вину по ч. 2 ст. 425 УК, она заявляет:
— Я не признаю, что в моих действиях есть состав преступления. Признаю, что не приняла более решительных мер, не собрала редакцию и не сказала: «Ребята, больше никогда не пользуйтесь доступом в платную подписку».
Усмотрев «существенные противоречия» в показаниях, суд принял решение зачитать протоколы допроса во время предварительного расследования. И Марина Золотова, и ее адвокат возразили: они не видят никаких противоречий. Их выслушали и прокурор стал зачитывать с первого допроса в СК после обысков и задержаний журналистов.
В протоколах указано: Марина Золотова узнала о доступе к платной подписке в 2017 году. Прокурор задает десятки раз один и тот же вопрос: так когда она узнала об этом?
— Если вы обратите внимание, в моих допросах я употребляю такие слова как «догадывалась», «могла предполагать». Назвала 2017 год, потому что этот год фигурировал в подозрении. (…) Я была не очень собрана и не очень внимательна к формулировкам, — комментирует Марина Золотова.
Она рассказывает: объясняла следователю своими словами, а он уже записывал показания, используя совершенно другую лексику.
— Например, это не моя формулировка: «Я допустила свое бездействие как руководитель». Когда перечитывала показания, волосы вставали дыбом. Потом я просила записывать мою прямую речь, — добавляет Марина Золотова.
На судебном заседании принято решение показать видео допроса Марины. Как отмечает обвиняемая, она давала показания в качестве подозреваемой в несанкционированном доступе по ч.2 ст. 349, тогда речь про ст. 425 УК (Бездействие должностного лица) не шла.
Из видео становится понятно, что в СК главный редактор попросила освободить коллег, которые в тот момент были задержаны, вину признала частично, поскольку «является главный редактором». Это все происходит после того, как главный редактор и ее коллеги двое суток провели в ИВС.