– Александр Александрович, что сегодня представляет собой наша милиция железнодорожных и воздушных магистралей?
– Протяженность участка обслуживания отдела, включая подъездные пути, составляет почти 600 километров. В зоне внимания – десятки железнодорожных станций, остановочных пунктов, сотни переездов, два локомотивных и одно вагонное депо, множество других предприятий основной и вспомогательной деятельности. Плюс к этому аэродромный комплекс «Авиакомпания Гродно», который обеспечивает рейсы в Египет, Болгарию. На балансе есть воздушные суда, осуществляющие авиационно-химические работы.
Так что мы по роду деятельности обязаны разбираться во многих тонкостях железнодорожной и авиационной специфики. Иначе порядка не достичь.
– Требуется ли для этого какая-то специальная подготовка сотрудников?
– Такую подготовку они получают по ходу службы. У нас каждый милиционер знает, с какой цифры начинается цистерна или хоппер, как отличить рабочий тамбур от нерабочего, маневровый светофор от входного и выходного. Но наши ряды пополняют и люди, имеющие профильное образование. Я до Академии МВД окончил Белорусский институт железнодорожного транспорта. До того, как в ноябре 1994 года надел милицейскую форму, успел поработать и башмачником, и составителем поездов, и дежурным по горке, и дежурным по станции, и маневровым диспетчером.
Наряду с профессионализмом, немаловажным является и набор определенных личностных качеств. В частности, коммуникабельность, быстрота мышления, решительность, умение ориентироваться в сложной обстановке и брать на себя ответственность.
У нас много сотрудников со стажем, исчисляемым двузначными цифрами. Причем ОВДТ является их первым и единственным местом службы. Транспортная милиция давала возможность и для профессионального роста. К примеру, руководивший Гродненским УВД генерал Николай Судиловский в 60-х годах руководил Дорожным отделом милиции на Белорусской железной дороге. А легенда отечественного сыска – начальник уголовного розыска Гродненского УВД полковник Игорь Волков – в начале карьеры более десяти лет раскрывал преступления именно на стальных магистралях.
Со всеми ветеранами-транспортниками поддерживаем теснейший контакт. При этом хватает у нас и молодых перспективных сотрудников, за которыми будущее не только транспортной милиции, но и МВД в целом. 1 января этого года на должность начальника линейного пункта милиции на станции Волковыск назначена Оксана Гурынович. Она стала первой в стране женщиной, которой доверили такую должность и столь сложный участок.
– 100 лет – солидная дата. Сделайте краткий экскурс в историю.
– Первое Положение о полицейских управлениях Санкт-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах утвердил в 1861 году император Александр II. А через год на территории Беларуси появилась первая железнодорожная ветка Гродно-Поречье, являвшаяся частью магистрали Петербург-Варшава. В Гродно начал действовать железнодорожный вокзал. Один из восьми обер-офицеров полицейского управления, базировавшегося в Вильно, с низшими чинами размещался в Гродно.
После революции, 18 февраля 1919 года, ВЦИК принял Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». В результате указанная дата и стала считаться датой образования транспортной милиции.
В 1939 году после воссоединения Западной Белоруссии с БССР был образован Дорожный отдел милиции на Белостокской железной дороге, в составе которого создано линейное отделение милиции на станции Гродно.
С декабря 1952 года в составе отдела охраны МГБ был образован линейный отдел милиции на станции Гродно, а в июне 1954 года он вошел в состав Дорожного отдела милиции на Белорусской железной дороге. Через два года его преобразовали в отделение, и только в апреле 1991 года был вновь воссоздан отдел.
– Если говорить о дне сегодняшнем, можно ли у нас без тревог ездить в поездах и летать на самолетах?
– Однозначно, безопасность под контролем. Но это не означает, что вести себя можно беспечно. Те же вокзалы и поезда извечно притягивали к себе криминогенный элемент. Поэтому речь об искоренении преступности вести не приходится. Вместе с тем отрадно констатировать, что не фиксируются тяжкие и особо тяжкие преступления, единичны случаи травматизма на железной дороге.
Это результат нашей целенаправленной профилактической работы. К примеру, в прошлом году мы объявили своего рода акцию по сопровождению поездов. Каждый сотрудник взял обязательство сопроводить не менее ста составов, не допустив в них чрезвычайных происшествий. В итоге за год мои подчиненные сопроводили пять тысяч поездов. Как результат – ни единого преступления.
Отмечу серьезную работу по организации оборудования объектов транспорта системами видеонаблюдения. Гродненская область стала первой в стране, где железнодорожные объекты получили 100-процентную обеспеченность видеокамерами, бдительное око которых сдерживает людей от противоправных действий. Порядок нужен везде, а на транспортных магистралях он необходим вдвойне, ведь от этого прежде всего зависит безопасность. И сотрудники нашего отдела стараются сделать все для ее обеспечения.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
В Минск за 4 часа. Новый поезд из Гродно в столицу отправился с Ж/Д-вокзала