Почему власти боятся Марины Золотовой больше, чем российских телеканалов
13.02.2019 10:28
—
Разное
Марина Золотова в суде
Вкратце.
• Белорусские власти признают угрозу информационной безопасности Беларуси со стороны России.
• Это особенно опасно в момент, когда Беларусь вступила в жесткий клинч с Россией.
• Российские СМИ довольно эффективно поносят европейские ценности, саму идею демократии.
• Белорусские негосударственные СМИ проповедуют как раз демократические ценности, за что и страдают.
• Суд над редактором портала Tut.by Мариной Золотовой на первый взгляд выглядит нелогичным и кажется определенной нелепостью.
Спецоперация правоохранительных органов против независимых СМИ летом 2018 года, которая вошла в историю как «дело БелТА», происходила немного в других политических условиях. Правящий режим потерял монополию над белорусским информационным пространством, был раздражен успехами негосударственных СМИ и стремился таким образом запугать, деморализовать оппонентов. Власти видели в независимых журналистах главную угрозу и нанесли по ним удар.
Но за время, прошедшее с тех пор, политическая ситуация заметно поменялась. Беларусь вступила в жесткий клинч с Россией, которая требует строить «союзное государство». Причем давлению Москвы сопутствует информационная атака со стороны российских СМИ.
31 января Лукашенко провел специальное совещание, посвященную информационной безопасности Беларуси. Из выступления на нем главы государства следует, что главная опасность грозит извне. Лукашенко особо не скрывал, что она происходит от России. Также он признал, что белорусские государственные СМИ не в состоянии нейтрализовать эту угрозу. Хотя и предпринимаются определенные меры. Например, выдвигается требование, чтобы 30% передач на «гибридных» телеканалах были белорусскими.
Оппозиция, независимое общество, мэдиаэксперты требуют ограничить влияние российских телеканалов на белорусское население.
На этом фоне суд над главным редактором основного, самого популярного интернет-ресурса страны выглядит нонсенсом. Но только на первый взгляд.
На самом деле в действиях властей есть своя логика. Если интересы государства и интересы правящего режима не совпадают, то при принятии решений всегда преобладают последние. Для Лукашенко власть важнее государственных нужд.
Из двух угроз (от национальных независимых СМИ и от российских СМИ) режим выбирает большую. То есть негосударственные ресурсы для властей страшнее. Почему так?
Власти не ограничивают российские телеканалы по нескольким причинам. Они боятся портить отношения с Москвой. К тому же лукашенковский электорат сильно подсел на тот контент, на тот язык вражды, который демонстрируют РТР, НТВ и другие. И власти опасаются реакции наркомана, когда его попытаются снять с российской информационной иглы. Но причины не только в этом.
Дело в том, что российские телеканалы выполняют важную для правящего режима функцию, которую белорусские государственные СМИ реализуют менее эффективно. Кроме того, по ряду причин заниматься этим делом официальному Минску сейчас не очень удобно.
Российские СМИ очень агрессивно и поэтому довольно эффективно поносят европейские ценности, саму идею демократии, цивилизованное обустройство общественной жизни, славят авторитаризм. Они доказывают, что Запад загнивает, его принципы терпят крах, политики США и ЕС — сплошь дураки и моральные уроды. Поэтому ориентироваться на европейский лад не стоит.
Посмотрите, как российские телеканалы освещают украинские выборы. Главная идея, которую они пытаются донести телезрителям, следующая: когда в стране происходит реальная политическая конкуренция, настоящая борьба за власть, там много разных кандидатов, то это вызывает хаос, беспредел, беспорядок. Одновременно продолжают пугать обывателя Майданом и его последствиями.
То есть, по данным российских СМИ, демократия есть зло, она ничего хорошего народу не дает. Это коварная идея, которую Запад специально подбрасывает в страны постсоветского пространства, чтобы их разрушить. Правильные выборы — те, которые происходят в России (Беларуси, Узбекистане, Казахстане). Это как раз то, что нужно Лукашенко, особенно в преддверии двух избирательных кампаний. Белорусский и российский политические режимы — идеологические братья.
А белорусские негосударственные СМИ проповедуют как раз демократические ценности, критикуют авторитаризм, защищают права человека. Свобода слова для Лукашенко — большая опасность, чем имперская угроза. Поэтому и судят Марину Золотову, но не трогают российские телеканалы.