«Когда я рос в интернате, у нас не было даже тренера». Коуч помогает слабовидящим стать, как Месси
Руслану Кашковскому 12 лет. Когда он был первоклассником, в его руке взорвалась петарда. С тех пор мальчик-сирота не видит на один глаз, но все равно продолжает играть в футбол и мечтает стать, как Месси. GO.TUT.BY съездил в молодечненский интернат, где Руслан вместе с другими мальчишками оттачивает футбольные финты, и поговорил с их тренером о профессии, работе со слабовидящими и мечтах, которые должны сбываться.
«Хочу стать, как Месси. Он хороший»
В молодечненской специальной общеобразовательной школе-интернате — больше сотни детей, 25 из них — сироты. Воспитанники школы — это дети с нарушением зрения, слабовидящие или незрячие. У кого-то заболевание врожденное, у кого-то, как у 12-летнего Руслана Кашковского, приобретенное.
Пять лет назад в Новый год Руслан играл с петардой, и она неожиданно взорвалась прямо в руке мальчика. С тех пор он ослеп на один глаз. За пересадку роговицы офтальмологи республиканских больниц пока не берутся.
— Говорят, что Руслан должен подрасти. Такая операция требует со стороны пациента бережного отношения к себе, а Руслан пока еще не созрел. Ему вводили специальный силиконовый имплант, но он не смог за ним ухаживать должным образом. Нужно ждать, — говорит врач-офтальмолог.
Несмотря на проблемы со зрением, Руслан Кашковский вместе с другими мальчиками резво гоняет мяч по спортзалу интерната и мечтает стать футболистом.
— Любимый урок у меня физкультура. Ну, может, еще труды, — честно признается 12-летний спортсмен. — Первый раз я сыграл в футбол в семь лет. Попросился в команду старших, и мне очень понравилось. Хочу стать футболистом, как Месси. Он хороший.
Возможность играть в мини-футбол и оттачивать финты, как у Глеба, воспитанники школы-интерната получили благодаря тренеру Алексею Филиппову. По его инициативе и при поддержке администрации помимо трех уроков физкультуры в интернате появилось еще два занятия футболом в неделю.
В семь лет Алексей Филиппов сам попал в молодечненский интернат, а уже во взрослом возрасте стал трехкратным чемпионом мира по мини-футболу среди слабовидящих.
— Я рос в 1980-е, когда не было никаких гаджетов, и мы играли в футбол целыми сутками. Потом пробился в национальную сборную Беларуси для слабовидящих футболистов к тренеру Анатолию Усенко. Мы много пахали: сборы в Раубичах, сборы в Стайках, тренировка за тренировкой. Выполняли приличные нагрузки, потому что наставник относился к нам как к здоровым людям, нацеливал на большие победы. Он никогда не акцентировал внимание на наших заболеваниях, — подчеркивает Алексей. — Поэтому мы верили в себя и очень хотели побеждать. Думаю, даже больше, чем испанцы и бразильцы.
«Благодаря футболу осознал, что ничем не хуже других»
Благодаря мини-футболу Алексей Филиппов понял, что можно добиваться результатов и поднимать над головой чемпионские кубки, несмотря на проблемы со зрением.
— Осознал, что ничем не хуже других. Вам не передать, как окрыляет это ощущение! Помню, в 1980-х ездил на игры минского «Динамо» посмотреть на Кондратьева, Гоцманова, Курненина. Они были звездами футбола, а я и представить не мог, что когда-нибудь смогу общаться с ними на равных. Когда мы с командой Усенко стали чемпионами мира среди слабовидящих, то сидели с этими знаменитыми футболистами за общим столом, представляете?
После окончания карьеры Алексей Филиппов получил тренерский диплом БГУФК и решил вернуться в молодечненский интернат. Организовал там секцию по мини-футболу, в которой мечтал воспитать смену для сборной слабовидящих футболистов.
— Тогда думал, что сборная продолжит существовать — у нее же столько титулов! Но национальную команду по мини-футболу для слабовидящих прекратили финансировать. В последние годы приоритет в Беларуси отдается олимпийским и паралимпийским видам спорта, а мини-футбол не входит в программу Игр. Так что ребята пока играют для себя.
Сейчас их сложнее мотивировать на работу, потому что уже не скажешь: «Будешь хорошо играть — пробьешься на чемпионат мира». Впрочем, ситуация с финансированием в любой момент может измениться. Поэтому Филиппов не дает ученикам спуску. На тренировках — дисциплина, полный контроль и работа на качество.
— Главное правило — уважать друг друга. Например, на сегодняшней тренировке парни начали заводиться, проявлять агрессию, а я это сразу пресекаю: «Мы что, на чемпионате мира выступаем? Спокойно!»
Алексей тренирует интернатовцев дважды в неделю. Это его факультативная занятость, а основное место работы — физкультурно-спортивный клуб «Огонек».
— В интернате работаю по субботам и воскресеньям. Конечно, не ради денег — зарплата у меня небольшая. Хочется оторвать ребят от гаджетов, научить самой популярной игре на планете. Когда я рос в интернате, у нас не было ни тренера, ни секции. Только дворовый футбол, который мы обожали.
«Из-за инвалидности не брали ни в ДЮСШ, ни в БГУФК»
Парни из мини-футбольной секции хором отвечают, что хотят стать футболистами. Или хотя бы тренерами.
— Конечно, из-за проблем со зрением это непросто. Меня самого не брали ни в ДЮСШ, ни в БГУФК, — говорит тренер Алексей Филиппов. — В физкультурный взяли в порядке исключения за чемпионские заслуги на международном уровне. Врачи постоянно перестраховывались: «Вдруг что случится…» Я их понимаю, но считаю, что слабовидящих людей можно и нужно принимать в университет физкультуры. Можно разработать для нас специальные программы, но ни в коем случае не лишать возможности заниматься любимым делом.
На данный момент все, что коуч может сделать для подрастающих футболистов, — это помочь не забросить спорт после поступления в Минск.
— Стараюсь по старым связям подыскать ребятам любительские команды в столице. Главное — что они сами хотят играть.
В интернате Алексей поддерживает интерес учеников к футболу разными способами. То обсуждает с ними матчи Примеры, АПЛ, отставку Мауриньо и приход Сульшера в «Манчестер Юнайтед», то выбирается вместе на домашки ФК «Молодечно». А осенью тренер отправил письмо на конкурс «Юный арбитр KIA», в котором попросил пригласить его воспитанника Руслана на матч Лиги Европы, «если БАТЭ пройдет дальше».
— В письме рассказал историю Руслана. Он хоть и один из самых младших в секции, но лидер по натуре, парень с отличным чувством юмора. Мы с ребятами согласовали его кандидатуру, чтобы в коллективе не было конфликтов.
14 февраля Руслан вынесет мяч на игру БАТЭ против лондонского «Арсенала», а его партнеры по команде отправятся в Борисов смотреть большой футбол с трибун арены.
— Через месяц у меня день рождения. Честно говоря, таких крутых подарков в жизни еще не получал. Хочу встретиться на «Борисов-Арене» с Месутом Озилом, — не с первого раза выговаривает имя и фамилию полузащитника Руслан. — Он же немец, а я как раз в школе немецкий учу. Скажу ему: «Гутен так, Месут! Их бин Руслан», — улыбается спортсмен.