В Бельгии показали феминистскую комедию о «чувствах верующих»
На кинофестивале в Бельгии показали фильм «Бог есть, ее зовут Петруния» (на этот раз во время показа зал никто не покинул, но это не точно). Его режиссер – Теона Стругар Митевска. В основе фильма – рельно случившаяся история о том, как девушка – о чудо! – побеждает в исконно мужских соревнованиях. Они, в свою очередь, приурочены к религиозному празднику, пишет «Медуза». Рассказываем, в чем «соль» саркастично-феминистской комедии и о чем хотела сказать режиссер(ка).
Теона Стругар Митевска – лауреат Роттердама, признанный лидер македонского кино настоящего времени. Критики утверждают: «Бог есть, ее зовут Петруния» раскрывает такую важную тему, как чувства верующих, а точнее – их эфемерность, а точнее – их оскорбление.
Кинокартина содержит в себе событие, произошедшее несколько лет назад в городе Штип (восток Македонии). Там в январе традиционно проходит религиозное шествие, которое заканчивается сбрасыванием в реку креста. Тому, кто достанет крест, «удача будет улыбаться весь год». И однажды крест оказался у женщины (верится с трудом, не так ли?), хотя стоит отметить, что женщины к этому торжеству не допускались и не допускаются до сих пор. Мятежницу поймали и допрашивали, угрожали смертью, после чего она скрылась в Лондоне. Там она живет и по сей день.
Петруния, как может показаться на первый взгляд, ничем не примечательна. Однако в ее жизни начинается черная полоса, и, отчаявшись, она прыгает в воду, где и вылавливает заветный крест – совершенно случайно. После она сталкивается с толпой обнаженных мужчины, которые требуют крест обратно (есть информация, что крест в контексте этих событий – фаллический символ, но кто знает наверняка), а далее ей противостоит собственная мать. Героиню арестовывают, но крест она, в лучших традициях сильных и независимых женщин, отдавать не намерена. Ее оставляют работодатель, родственники и друзья, но Петруния продолжает бороться с токсичным гнетом патриархата.
Примечательно, что режиссер фильма – феминистка со стажем. Более того, она утверждает, что «любая здравомыслящая женщина – априори феминистка». Видимо, по этой причине в титрах значатся в большинстве своем женские имена. Свой фильм она определяет как «кино, пытающееся изменить мир». Здесь в аллегоричной форме преподносятся типичные для многих трудности с трудоустройством, сложности, возникающие при попытках заслужить уважение, борьба за право распоряжаться своей жизнь самостоятельно и быть автономным. Как выпадет шанс – обязательно посмотрите его, чтобы еще раз прикоснуться к теме, столь стремительно захватывающей наши головы и весь мир в целом.