Цифровые технологии и искусственный интеллект. Посмотрели, как производят автомобили Nissan в России
Поводом для поездки на завод Nissan стал запуск производства обновленного кроссовера Qashqai. Но перед тем как показать сам автомобиль, нас провели по заводу. Было интересно, отличается ли он от нашего «БелДжи». Оказалось, что да. На Nissan внедрены несколько интересных фишек.
Роботы собственного производства
Завод в Nissan в Санкт-Петербурге — это производство полного цикла, со сваркой и окраской кузовов. По словам директора предприятия Игоря Бойцова, степень локализации как часть консорциума Renault/Камаз/АвтоВАЗ/Daimler Trucks превышает 60% и будет повышаться дальше. Ежегодно внедряются несколько проектов по локализации. Использование местных компонентов существенно снижает зависимость от колебаний валютных курсов. Пластиковые бамперы, например, здесь «свои». Тормозные и топливные трубки делают здесь же, но занимается этим стороння компания, которая просто арендует у завода площади. Так оказалось проще и дешевле для обеих сторон. Двигатели и трансмиссии пока не производятся.
В прошлом году завод установил рекорд по количеству произведенных автомобилей — 56 525 машин. Всего же с 2009 года произведено 357 602 автомобиля. Завод считается самым молодым и технологичным предприятием в европейской производственной семье Nissan. Если говорить об основном производственном цикле, то он ничем не отличается от любого другого автомобильного завода: кузовные панели свариваются, готовый кузов проверяется на стенде и вручную, потом отправляется в покрасочную камеру. За большинством процессов можно понаблюдать вживую, что мы и сделали во время экскурсии. А вот в цех покраски традиционно не пускают. Все процессы мы наблюдали на экране монитора.
Далее окрашенный кузов направляется в цех окончательной сборки. Потом каждый автомобиль проходит проверку качества: контролеры осматривают машину снаружи и внутри, проверяют все элементы под днищем, загоняют машину в дождевую камеру для проверки герметичности. Только после этого автомобили выпускают с завода. Есть и специальная комната с особо ярким освещением для выборочной проверки качества окраски.
Также выделен отдельный пост выборочной проверки кузовов. Здесь смотрят, чтобы не была нарушена геометрия, проверяют качество сварки, сборки и массу других параметров.
Мы обратили внимание, что по цехам завода снуют беспилотные грузовые платформы, которые подвозят к постам нужные детали, транспортируют сваренные кузова к месту покраски или окончательной сборки. Эти тележки — собственная разработка завода. Двигаются они в полностью автоматическом режиме, ориентируясь на магнитную разметку на полу. Стоит одна такая тележка около 800 тысяч российских рублей. Заряда гелевой батареи хватает на целую рабочую смену. В цехе сварки тележки заряжаются на специальной «парковке», причем делают это самостоятельно. Те платформы, что снуют в цехе сборки, имеют съемные батареи, за их зарядкой следит оператор.
Весь завод окутан целой сетью датчиков и видеокамер, которые наблюдают и анализируют все оборудование: его правильную работу, износ, вероятность поломки. Все собранные данные поступают в систему диспетчеризации.
На автоматизированном стенде проверки колесных дисков внедрен метод анализа компонентов на базе машинного обучения и технического зрения. С помощью специальных алгоритмов компьютер анализирует поступающие с камер изображения колес и сравнивает их со спецификацией автомобиля.
Если для работы необходимо какое-то вспомогательное оборудование, то его печатают прямо на месте на 3D-принтере. Весь документооборот и система слежения за работой участков производства автоматизированы. У начальника участка есть планшет с приложением, через которое происходит все управление, анализируются показатели работы, предоставляется статистика.
А что же новый Nissan Qashqai? Будет тише
Торжественного включения рубильника, который запускает производство, мы не увидели. Завод работает не так. Когда мы приехали, по конвейеру уже «плыли» обновленные Qashqai вперемежку с X-Trail и Murano.
Тем не менее была официальная презентация, где с машины торжественно сдернули покрывало, а потом выступили официальные лица.
Внешне автомобиль изменился эволюционно — так, легкие штрихи к знакомому портрету. Внутри — то же самое. Но есть несколько важных усовершенствований в конструкции. В первую очередь это касается подвески. На нынешнем поколении она, откровенно говоря, настроена так себе. Жестковата, но при этом нет и запаса энергоемкости. В новой машине пообещали иные настройки как подвески, так и рулевого управления.
Второй важный этап обновления — улучшенная звукоизоляция. Особое внимание уделили колесным аркам, днищу. На заводе в один голос утверждали, что машина будет тише предшественника.
Гамма двигателей чуть поменяется, должен появиться новейший 1,3-литровый бензиновый турбомотор. А вот дизель из гаммы исчезнет. Продажи этой версии были исчезающе малы, и держать ее на конвейере нет смысла. Тем более что сочетание «вариатор/дизель/полный привод» все равно было недоступно.
Цены и окончательные комплектации станут известны в марте, тогда же появится возможность протестировать новинку и понять, действительно ли автомобиль стал тише.