Проект СОмнение: Споры о сельском хозяйстве
Кто только сегодня не критикует сельское хозяйство. Как говорят в таких случаях, этого не делает только ленивый. Особенно, что касается животноводческой отрасли. После публикаций материалов на эту тему в нашей газете автору «достается на орехи» от части читателей, которые ранее работали в аграрном секторе. И не только от них. Оказывается, в сельском хозяйстве понимают все. При встречах и по телефону буквально ураганом проносятся комментарии. Одни считают, что я приукрашиваю положение дел, не хватает критики, материалы с тщательно подобранными снимками людей и т.д. Другие подогревают ситуацию: дескать умирает белорусская деревня. Здесь возможен другой глагол – сокращается. В каждой более-менее большой деревне найдется минимум с десяток молодых людей, отправившихся на заработки в большие города и за пределы страны. Доводится читать, что и в польских, и в немецких деревнях актуальна схожая проблема: молодежь тоже уезжает оттуда в большие города. В общем-то, проблема присуща многим государствам. Но нам от этого не легче, пути выхода надо искать.
Не вижу повода перерезать связи со своими оппонентами, обычно предлагаю высказать свое мнение на страницах районки. А чтобы это не ограничивалось какими-то рамками, предлагаю начать проект «СОмнение». Сегодня немного попикируемся с Виталием ФИЛИПЕНКО. Несколько слов об участнике спор-клуба.
В 1971 году закончил Белорусскую Государственную сельскохозяйственную академию. С 1972 по 1974 год – зоотехник, главный зоотехник колхоза «III – Интернационал». С 1977 по 1980 – главный зоотехник районного агропромышленного объединения. В течение семи лет работал инструктором, заведующим сельхозотделом Хотимского райкома партии, затем более десяти лет – 1-й заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия. В 2000-х еще раз возвратился в управление в качестве заместителя начальника. Виталий Емельянович награжден медалью «За трудовую доблесть».
– Вспомним Государственную программу по возрождению села на 2005-2010 годы. Ее главное условие: развитие сельской местности должно базироваться на укреплении аграрной экономики, повышении доходов сельчан и уровня их жизни, развитии социальной инфраструктуры. Чтобы этого достичь, возникла необходимость преобразования деревень в качественно новую структуру – агрогородки. Они обустраивались в крупных населенных пунктах, а также в центральных усадьбах сельхозорганизаций. Проект, к которому некоторые относились с определенной долей скепсиса, на деле оказался успешным: подобный статус получили свыше 1480 деревень. В нашем районе — 7 населенных пунктов. За это время газифицировано более 47 тысяч квартир и домов (в Хотимском районе газ подведен в агрогородки Забелышин и Березки), новый импульс приобрела торговля. Это позволило повысить престиж сельской местности и придержать отток из деревень.
Затем была принята новая сельскохозяйственная программа на 2011-2015 годы. За две пятилетки в животноводческой отрасли республики и нашего района было сделано немало. Особое внимание уделялось молочному производству, где сформировалась устойчивая тенденция ежегодного роста производства и реализации молока. Например, если в 2005 году производство молока в районе составило 11138 тонн, то в 2017 – 24845 тонн. Реализация соответственно 8345 и 22107 тонн. Прошлогоднее снижение сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств связывают в основном с неблагоприятными погодными условиями. В 2018 году средний удой молока по республике превысил 5000 кг молока. Около шести тысяч получили в ОАО «Бабушкино подворье».
Все очевиднее становится, что будущее в аграрном секторе экономики за крупнотоварным производством. В животноводстве – за комплексами, настоящими фабриками молока и мяса. Уже в 2013 году наш район успешно справился со всеми задачами в плане строительства и реконструкции молочно-товарных ферм (комплексов).
Если заглянуть в первые годы становления суверенной Беларуси, например, в 1995 год, то увидим следующую картину: в сельскохозяйственных организациях района было 6833 коровы, сейчас – 6126. Производство молока составило 12247 тонн, при среднегодовом надое на корову 1801 килограмм. Среднесуточный привес крупного рогатого скота составил 274 грамма.
Сегодня можно констатировать: сельские труженики выполнили главную задачу – обеспечили достаток в стране продуктами отечественного производства.
На любом уровне в любой стране мира представители сельхозорганизаций любят поговорить о государственной поддержке этой отрасли. У нас кроме различных преференций, государство поддерживает отечественный агропромышленный комплекс и через систему субсидий на сырье. Очередным шагом стало недавнее постановление Правительства о выплатах надбавок на единицу реализованной сельхозпродукции.
Если в прошлом году большинство надбавок осталось на уровне 2017 года, то теперь они выросли. Например, на коровьем молоке 23 рубля за тонну вместо 22 прежних.
С мясом КРС ситуация еще лучше. Год назад надбавка на тонну была 390 рублей, сейчас – 415. Государство идет навстречу хозяйствам, многие из которых традиционно жалуются на убыточность этого вида продукции. С помощью субсидий есть возможность поправить дела.
Виталий, твои рассуждения о коровьем веке, это, конечно, жесть. Но они заслуживают внимания. Формирование хорошего стада – процесс не одного десятилетия. Это к вопросу о генетике, качестве молока. Сорт «экстра» дает любая здоровая корова. Портит его человеческий фактор. Качество начинается с простых, казалось бы, условий: подготовки животного к доению, исправной доильной системы, собственной гигиены. Но самое главное – внимательное отношение к корове.
Замолвите слово о бедной корове
– С цифрами, приведенными тобой, Александр, не поспоришь. Как и теми полками в магазинах, наполненными молочными и мясными продуктами белорусского производства. Соглашусь и с тем, что упор в животноводческой отрасли надо делать на крупнотоварное производство. Читал, что за 2018 год в стране построено и модернизировано более 50 молочно-товарных комплексов. Прошлая пятилетка прибавила 300 новых ферм. Конечно, надо сносить отжившие свой век объекты и возводить современные. Однако тревожит другое. На фоне таких, несомненно, правильных преобразований нет ожидаемой отдачи. Подчеркну, ожидаемой. Посмотрите, сколько лет республика шла к упомянутому тобой 5-тонному годовому надою молока от коровы. Я уже не беру в расчет большинство наших хозяйств, которым до этой отметки расти и расти.
Спад производства продукции животноводства зависит от невыполнения в полной мере технологической дисциплины, качества кормов и содержания животных. Вспомните, на протяжении уже скольких лет говорят, увещевают, настаивают и требуют строго выполнять все техрегламенты, как в растениеводстве, так и в животноводстве. Ведь успехи и неудачи – в конкретных руках. Один – поздно посеял, второй – неправильно сбалансировал рацион, у третьей – никак не получается раздоить буренку. А ведь мотивация у всех одна: каждый хочет сегодня жить лучше, чем вчера.
Сколько сегодня живет корова? В среднем менее трех лактаций, а наибольшая продуктивность ее наступает после четвертого отела. Сегодня корова – это механизм по выкачиванию денег. Давно минули времена, когда это животное, почти как в Индии, почитали за священное. Да и у себя на подворье, когда корова была кормилицей, на нее чуть ли не молились. Сейчас от буренки на ферме требуется лишь одно – дать за малый срок максимум молока. И отправиться на мясокомбинат. С животными на комплексах не церемонятся. Неудивительно, что коровий век весьма короток.
А ведь чтобы вырастить нетель необходимо около двух лет. Вот вам одно из звеньев экономической эффективности.
Порой все проблемы, связанные с болезнями коров, сваливают на ветврачей. Но, как и у людей, у животных все зависит от образа жизни. Прежде всего от питания. Смею провести параллель с одним твоим материалом, где говорилось, что хороший племенной бык стоит как машина «Шевроле». А если эту машину, заправить низкосортным топливом, разве она поедет со скоростью 250 км/час? Так и корова. «Заправишь» ее «гнилажом», получишь соответствующую отдачу.
Считаю, что ветврач в хозяйстве должен быть, как конституционный судья в государстве. Он во многом определяет порядок на фермах, должен быть принципиальным во время заготовки кормов, и в частности во время закладки сенажа и силоса в кормовые емкости. Не могу не вспомнить главного ветврача района Дмитрия Судиловского, с которым пришлось работать. Он всегда имел свое мнение и отстаивал его на любом уровне, даже на бюро райкома партии. Мог поспорить и с первым секретарем, на что способны были немногие.
В продолжение питания коровы. Существует практика, когда для прибавки надоев стремятся нарастить в рационах количество комбикорма. Но это палка о двух концах. В чем, если не ошибаюсь, то получило подтверждение в прошлом году в ОАО «Бабушкино подворье». Исследования ученых показали: увеличение доли сухого вещества при кормлении с 45 до 54% снижает коровий век почти на 100 дней. Порой для продления жизни коровы особых затрат не требуется. Надо обеспечить лишь доступ к чистой воде, кормам, регулярный уход, чистый воздух. Коровы должны пастись, бетонный пол для них – это ускоренный шаг на мясокомбинат. Почему это не везде делают? Ответ прост: нет заинтересованности.
В 70-80 годы, то есть во время моей работы, хорошая доярка получала больше председателя или главного зоотехника. Она при дележе кормов боролась буквально за каждый лишний клок соломы, лишний «бурак».
Председатели колхозов в этой должности работали по десять и более лет. А сейчас? Если не ошибаюсь, с середины 90-х, когда уволился председатель колхоза «Октябрь» Владимир Погуляев, в должности руководителя этого хозяйства побывало более 20 человек. Разве это нормально? И у других хозяйствах дело обстоит не лучше. Зарплата у них вроде неплохая, а очереди на председательское кресло нет. Это нонсенс. Тогда руководители растили и будущие кадры. Некоторые из них и сейчас при деле. Например, Виктор Дуняшенко, главный инженер колхоза «III – Интернационал», был направлен председателем в колхоз «Советская Белоруссия», заместитель председателя «Сельхозхимии» по производству Николай Курзенков возглавил льнозавод.
Мы шли в сельское хозяйство потому, что видели: простые труженики, специалисты получали приличную зарплату, пользовались уважением, их чествовали на маевках, фермах, их награждали. Время, конечно, сыграло свою роль. В том числе и в голове человека. Но и сейчас можно работать и добиваться результатов, главное – найти подход к людям. Нужный нерв есть у каждого, даже, казалось бы, у самого последнего выпивохи или лодыря.
Недавно на МТК «Липовка» прошел День животновода, о котором писала газета. Меня несколько задела фраза о том, что нужно плотно поработать над двадцатью позициями, тогда дело пойдет на лад. Не знаю насколько будет в этом плане показателен пример, но поделюсь. Одно время на тогдашнем комплексе «Маяк» по выращиванию молодняка (сейчас на его базе построен МТК «Липовка») не заладились дела, среднесуточные привесы балансировали на уровне 300 граммов. Председатель райисполкома направил меня на комплекс ответственным и поставил задачу довести привесы до технологических. За три месяца технологических не добились, но 612 граммов выдали. При этом ничего выдающегося не делал, просто, как говорится, навел мосты с людьми.
В заключение хочу пожелать нашим животноводам добра и хоть как-то изменить ситуацию к лучшему. Чтобы у вас в руках и синица была, и журавль в небе.
Александр ЛЕЙЧИНСКИЙ