Под кодовым названием «Анадырь»: Юрий Никифоров
После выхода последней публикации прошло некоторое время. Проект «Под кодовым названием «Анадырь»» мы считали завершённым. Но однажды в редакцию пришёл мужчина. Он держал в руках папку, где были аккуратно сложены газетные вырезки. Позже выяснилось, что мужчина хранит все публикации, посвящённые операции «Анадырь»…
- Проходите, присаживайтесь! – пригласила я гостя.
- Вы Татьяна Чернявская?
- Я, - словно сомневаясь, ответила.
- Молодая такая! Да, за серьёзную тему взялись. Спасибо вам! Вы всё правильно пишете.
Мужчина очень волновался, говорил короткими фразами. «Какая тема? О чём он хочет рассказать?» - думала я и не понимала. Тогда он открыл папку и достал газетные вырезки. «Анадырь», - подумала я, и в моём сознании всё стало на свои места.
Собеседник перебирал вырезки, называл имена героев публикаций, делал многозначительные паузы, а потом промолвил:
«Жаль, что папа до этого времени не дожил! Он был бы рад, что об этом пишут! Сейчас ему было бы ровно 90. 30 лет прошло, как его нет», - на лице Владимира Никифорова появился оттенок печали.
Владимир НИКИФОРОВ.
Стало понятно, что Владимир Юрьевич – сын участника кубинских событий. К сожалению, про Кубу отец рассказывал сыну немного. Он ушёл из жизни в конце 80-х. А в то время завеса секретности еще не была снята. Даже альбом с кубинскими фотографиями отец хранил вдали от всех. Памятные снимки Владимир Юрьевич нашёл лишь спустя годы.
- Вот это 1951 год, здесь отец – ещё лейтенант. А вот он осматривает самолёт перед вылетом, вот это наши солдаты вместе с кубинскими военнослужащими, - показывает старые фотоснимки Владимир Никифоров.
Лейтенант Юрий НИКИФОРОВ. 1951 год.
Юрий НИКИФОРОВ (в центре) проводит осмотр самолёта перед вылетом. Данных о дате и месте фотоснимка не сохранилось.
О Юрии Никифорове мы говорили долго, и я поняла, что если бы он был жив, то из его уст мы узнали бы много нового и важного для воссоздания хронологии кубинских событий. Ведь уехав на Кубу одним из первых, он провёл там несколько месяцев. К сожалению, сын не знает подробностей той службы, но сослуживцы утверждают, что Юрий, который на десяток лет был старше их, носил звание капитана и был начальником третьей группы.
Начальник группы капитан НИКИФОРОВ и начальник бригады подполковник БАЗАНОВ.
С 1956 года Юрий Никифоров служил в авиационном полку в Сморгони, на базе которого позже был сформирован ракетный полк. Как говорит Владимир Юрьевич, отец сменил голубые петлицы на чёрные.
В 1962 году семья Никифоровых жила тихой повседневной жизнью. Отец ходил на длительные дежурства, мать работала воспитателем, двое детей были школьниками, младшему исполнилось три года. День, когда Юрий Никифоров собрал семью и объявил, что уезжает в длительную командировку, его сын помнит и сегодня.
«Мама сильно плакала, ведь она не знала, что ждёт папу. Но эта участь постигла не только нашу семью. Весь военный городок словно вымер, - рассказывает Владимир Никифоров. – От отца долго не было вестей. И вот однажды нам сообщили, что эшелон, в котором должен ехать папа, будет проходить через Молодечно и сделает там остановку. В назначенный день мы всей семьёй поехали в Молодечно. На станции было очень многолюдно. Эшелоны шли целый день, но ни один не останавливался. Уже стемнело, когда очередной поезд стал сбавлять ход и остановился. Люди бросились к вагонам, стали громко кричать и звать своих родных. Нам повезло: отец ехал в этом эшелоне». Встреча была недолгой. Поезд тронулся, и на перроне стало пусто.
«Через некоторое время в военный городок пришла радостная весть: ракетчики возвращаются домой. Невесело было только нам. Его сослуживцы сообщили, что на обратном пути отец серьёзно заболел и находится в военном госпитале. К счастью, всё обошлось, и после длительного лечения отец вернулся домой живым и здоровым. Продолжил службу в войсковой части 54263, а в 1973 его проводили на пенсию».
Советские и кубинские военнослужащие.
Своим детям о Кубе Юрий Никифоров рассказывал только забавные истории: про весёлых кубинских мальчишек, про то, как ныряли в море за ракушками. А то, чем действительно могло обернуться для военнослужащих противостояние на Кубе, Владимир Юрьевич стал понимать лишь спустя десятилетия. А сколько ещё таких, как Юрий Никифоров, самоотверженных сынов своего Отечества покинули этот мир, так и не успев рассказать детям и внукам о своём подвиге, о том, как рисковали советские солдаты, которых Родина позвала?
Татьяна ЧЕРНЯВСКАЯ.
Фото автора и из архива Владимира НИКИФОРОВА.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ: