О смерти Сергея Юрского сообщили в театре имени Моссовета, в котором он проработал последние сорок лет. Дочь актера Дарья Юрская рассказала ТАСС, что Сергей Юрский долго болел, а предварительной причиной смерти стала остановка сердца; официального заключения пока нет.
Прощание с Юрским пройдет через несколько дней в театре имени Моссовета; точная дата будет определена позже. Похоронят артиста на Троекуровском кладбище в Москве.
Сергей Юрский родился в 1935 году в Ленинграде, его отцом был театральный режиссер и актер Юрий Юрский (настоящая фамилия Жихарев). С отличием окончил среднюю школу, поступил без экзаменов на юридический факультет Ленинградского университета, но проучился там всего три года, причем все эти три года он играл в университетской театральной студии. Потом перевелся в театральный институт имени Островского, учился на курсе Леонида Макарьева и еще студентом был принят в Большой драматический театр имени Горького. Первой его работой на профессиональной сцене стала постановка пьесы Виктора Розова «В поисках радости», он играл во многих спектаклях театра, а в начале 60-х сыграл Чацкого в поставленном Георгием Товстоноговым «Горе от ума».
Тогда же, в 60-е, слава Юрского становится поистине всесоюзной. Он еще со времени учебы в театральном институте начал сниматься в кино, а в 1961-м сыграл роль Чудака в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Потом он играл много, а его роли были очень запоминающимися – Давид во «Время, вперед!», директор школы в «Республике ШКИД», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», мэтр Роше в «Ищите женщину», дядя Митя в «Любовь и голуби». И, разумеется, тот самый Остап Бендер в «Золотом теленке» Михаила Швейцера.
Считается, что Бендер в исполнении Юрского – лучшее представление этого персонажа на экране, что Юрскому удалось справиться с этим героем лучше, чем Арчилу Гомиашвили или Андрею Миронову.
«Для меня Бендер - абсолютно положительный герой, а вовсе не мошенник. Такое скопление положительных качеств невозможно в жизни, только в фантазии великих авторов», — рассказывал Юрский в одном интервью.
Он считал, что главная заслуга в популярности именно этого образа – у Швейцера, и называл «Золотого теленка» «живой картиной». Сам же он не хотел оставаться заложником одной роли.
«Для меня нет ролей, в которых я хотел бы остаться навсегда. Поэтому я не хотел бы ничего выделять. Вы выделили Остапа Бендера — ну, спасибо за Остапа Бендера. Кто выделит мою роль в картине «Любовь и голуби» — и за это спасибо», — говорил актер.
Впрочем, Юрский больше тяготел к театру. Он проработал в ленинградском БДТ до конца 70-х, а потом ушел – неожиданно для всех, возможно, и для себя тоже. Сам он называл свой переезд в Москву «рисковым поступком». Причем он перешел не на Таганку к Юрию Любимову, например, и не в Ленком к Марку Захарову, а в театр имени Моссовета. Но и там нашел свое место – играл в знаковых спектаклях, сам пробовал себя в режиссуре. Позже, в 90-е, он начал ставить и в новом театре «Школа современной пьесы», во МХАТ; Юрский называл то десятилетие наиболее плодотворным периодом своей жизни.
«Я уверен, что театр не умрет. Потому что интерес к тому, кто мы, попытка заглянуть сквозь замочную скважину в собственную жизнь приводит людей к желанию посмотреть, а как это со стороны выглядит? Поэтому я надеюсь, что все-таки театр выживет», — рассказывал он.
Сергей Юрский останется в памяти – своими ролями в театре и кино. Кто-то будет помнить его как Остапа Бендера – таких, наверное, будет большинство, кто-то по другим героям. Уже поступило предложение увековечить его память в Москве, и, скорее всего, оно будет обязательно принято.
«Потрясающий, величайший артист, гражданин, человек, режиссер очень хороший. Конечно, наверняка на его доме должна появиться почетная памятная доска. Конечно, люди должны помнить и знать, что жил такой потрясающий человек и актер», — приводит ТАСС слова председателя комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, актера Евгения Герасимова.