Инклюзия не должна быть иллюзией
Независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, есть ли физические отклонения в здоровье или ребёнок совершенно здоров — все без исключения имеют право получать образование, развиваться и двигаться вперёд, включаться в жизнь общества. Именно этот простой смысл сегодня вкладывается в понятие «инклюзия».
Сегодня в системе образования Республики Беларусь создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребёнок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребёнком.
Это образование «для всех и каждого» подразумевает обеспечение доступности, адаптацию образовательной системы в целом и каждого учреждения к разнообразию особенностей и специфике образовательных потребностей любого ребёнка, в том числе и детей с особенностями психофизического развития. Речь идёт о создании наименее ограничивающего, наиболее развивающего и «комфортного» образовательного пространства (психологического, физического, педагогического) каждого учреждения образования.
В Мстиславском районе 62,1% детей охвачено инклюзивной формой образования. По состоянию на 15 января в банке данных состоит 438 детей с ОПФР (в том числе 29 — с инвалидностью), охвачено специальным образованием и коррекционной помощью 435 мальчиков и девочек.
В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучается 18 детей. Педагоги-корректоры стремятся помочь «особому» ребёнку включиться в жизнь детского коллектива и научить его взаимодействовать с ним. В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей с инвалидностью появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками.
Главное в инклюзивном образовании — изменить само отношение общества к «особым» детям. Если инклюзивное образование будет введено с самого маленького возраста, то дети, обучающиеся вместе, научатся терпимо, с пониманием относиться к сверстникам, которые имеют особенности в развитии, что привёдет к созданию инклюзивного общества. Это самая главная цель — мир для всех и каждого, в котором люди с особенностями могут реализовать свои права и возможности и чувствовать себя комфортно.
…У Марка Твена есть замечательное высказывание: «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Нас всех объединяет вера в то, что мир вокруг можно действительно изменить, если в нём будет главенствовать милосердие, сострадание, толерантное отношение к тем, кто не похож на других. Вместе мы рушим стены непонимания и равнодушия, возводя мосты веры, надежды, любви.
Юлия НИКОЛАЕВА,
педагог социальный ГУО «РЦКРОиР».