Советы ГАИ по зимнему вождению для начинающих автомобилистов
Постоянно на дорогах появляются новички, люди только что закончившие автошколу и не имеющие достаточно навыков для управления автомобилем. Госавтоинспекция подготовила для них полезные советы - от общих рекомендаций по вождению до подсказок по зимней езде.
Вначале несколько общих советов
Впервые самостоятельно выезжать на городские улицы необходимо в такое время суток, когда на дорогах находится минимальное количество машин и пешеходов. Нужно подготовиться к тому, что вначале с автомобилем у вас не будет гармонии и он, возможно, не будет вас "слушаться". Как правило, для того, чтобы полностью привыкнуть к машине и почувствовать её, необходимо несколько недель. Знания, которые можно получить в автошколе, не позволяют почувствовать уверенность на дороге и принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях на дороге.
Важно получать от процесса вождения авто положительные эмоции, поэтому не нужно винить себя за все ошибки, ведь в этом случае научиться водить грамотно, скорее всего, не удастся. Если решиться отправиться в поездку самостоятельно не получилось, можно взять с собой друга, который имеют опыт вождения. Но не нужно беспрекословно следовать его советам, так как возможно, что они неправильны. Все конечные решения необходимо принимать своими силами, используя лишь подсказки друга. Ещё до начала движения необходимо перебороть страх и волнение, которое, как правило, создаёт препятствия для новичков в принятии обдуманных решений. Но бывают случаи, когда после первой поездки садиться за руль человек просто не хочет, так как боится, что в этот раз у него ничего не получится. Конечно, бояться ничего не стоит, нужно продолжать получать практические навыки вождения.
Во время поездки не стоит принимать абсолютно всё, что происходит вокруг, близко к сердцу. В противном случае волнения не избежать. Кроме того, не стоит садиться за руль абсолютно каждый день, ведь это может утомить. Важно делать перерывы, которые помогут набраться сил и обдумать свои допущенные ошибки, а также дадут возможность соскучиться по своему стальному коню.
Отметим, что даже водителям с большим опытом свойственно совершать ошибки на дороге. Для того, чтобы получить навыки вождения и научиться водить действительно уверенно и безопасно, необходимо как можно больше практиковаться, ездить по дорогам различной сложности.
Как "пережить" зиму
Подготовка к зиме сводится к нескольким простым манипуляциям, которые легко запомнить и еще легче выполнить.
Книжные прилавки завалены многочисленными брошюрами с самыми разнообразными советами начинающим автолюбителям. Вам предлагают произвести со своим автомобилем массу разнообразных манипуляций - от проверки тормозных колодок, свечей, электропроводки до качества антикоррозийного покрытия и т.д. Иногда эти советы столь трудновыполнимы, что, кажется, проще купить новую машину.
Вот пять простых советов. Это - азбука. Без нее - никуда.
Не экономьте на резине
Замена летних шин на зимние - аксиома. Не слушайте "знатоков", толкующих о том, что асфальт в городе и так чистят, что зимы пошли теплые, а шипы скользят на мокрой дороге. Эти знатоки в случае ДТП вас лечить не будут и денег на ремонт не дадут.
Летняя покрышка - жесткая. От стойкого холода она становится еще жестче. Следовательно, ее свойства держать дорогу в холода резко (очень резко!) снижаются. Она, образно говоря, "дубеет".
Зимняя - наоборот. Устойчивые плюсовые температуры и трение о дорогу делают ее "размазней". Сопротивление качению резко возрастает, расход бензина - соответственно.
Почему для автолюбителей, особенно начинающих, удобнее зимняя шипованная резина, чем просто зимняя и нешипованная? Ответ простой: как бы сейчас хорошо ни чистили дороги, на поворотах, на мостах, да и просто на открытой всем ветрам дороге могут образоваться языки (язычки) льда. И тут шипы послужат подмогой. Первый же такой случай задвинет в прошлое все дебаты о том, проскальзывают они на мокрой дороге или не проскальзывают.
Не думайте, прогадали вы или не прогадали с временем переобувки , не заглядывайтесь на свои новые шины - сколько, мол, уже потеряно шипов. Кроме ненужных сомнений и нервов это ничего не даст.
Как разобраться с маслом
Среднестатистический автолюбитель, наматывающий за год 10 -15 тысяч километров, масло в двигателе вместе с фильтром меняет дважды: накануне лета и накануне зимы.
Как не потеряться в маркировках масла?
Разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел.
Обозначение класса вязкости "W" дает нам информацию о зимнем применении масла (W - начальная буква английского слова WINTER - зима).
Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W (в данном случае это цифра 10), тем меньше вязкость масла при низкой температуре. Именно благодаря этому фактору облегчается холодный пуск двигателя. Масло быстрее растекается по двигателю, препятствуя износу.
Цифра, стоящая после буквы W, обозначает способность масла обеспечить надежную смазку двигателя в условиях высокой температуры. Чем больше цифра (в данном случае - 40), тем больше вязкость масла при высокой температуре и тем надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости говорит о сезонности масла (например: SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о всесезонности масла.
Надежный аккумулятор
Слишком бережливые автолюбители не любят покупать новый аккумулятор. Обычная картина - зимним вечером нет-нет да и пройдет мимо очередной бережливый, пыхтя под тяжестью снятого на ночь аккумулятора. Дома он его поставит на ночную зарядку, утром потащит обратно - и будет, обжигая пальцы морозом, подсоединять клеммы.
Для обычных автовладельцев, особенно женщин, эта процедура непосильная. Поэтому прикиньте, что в конце концов обойдется дешевле: ежедневные таскания аккумулятора, покупка подзарядника, опасность не завестись далеко от дома, нежели покупка нормального аккумулятора.
Напрягите память и вспомните, сколько лет вы не меняли аккумулятор? Если срок эксплуатации достиг четырех лет — не скупердяйничайте и отправляйтесь в магазин.
Чтобы не путаться в вопросах, которые будет задавать вам продавец, прихватите в магазин свидетельство о регистрации ТС (оно у вас хранится рядом с правами). В нем — все необходимые данные для продавца.
"День жестянщика"
На зимней дороге опасность представляют не только те, кто продолжает упорно разъезжать на летней резине, но и те, кто не успел адаптироваться к новым дорожным условиям. Особенно такие, кто права получил летом и это первая его зима. "Чайник" по инерции будет управлять автомобилем как привык. Он другого и не знает.
Помните: при высокой скорости на скользкой дороге не спасет и самая навороченная шипованная покрышка.
Попробуйте выкроить время для простой тренировки.
В ясный холодный день найдите ровную площадку, покрытую настом или льдом. Попробуете чуть разогнаться и резко, "в пол", затормозить. Несколько таких упражнений помогут почувствовать реакцию автомобиля и понять, почему (зимой особенно!) нельзя тормозить на скорости с выжатым сцеплением, входить с выжатым сцеплением в поворот или подкатываться к перекрестку на нейтральной передаче.
Самое лучшее: при первой гололедице не выезжайте на улицы хотя бы два дня. Пусть привыкнут к гололеду другие участники движения. Потому что первые дни зимней гололедицы на дорогах самое настоящее открытие сезона. Говоря проще, "день жестянщика".
Что должно быть в "зимнем" багажнике?
Обычный веник. Им гораздо удобнее и быстрее, чем современными дорогими щетками, сметать снег с машины. Он дешевле и практичнее.
Не помешают специальные провода, чтобы при случае "прикурить" от чужого аккумулятора (если ваш аккумулятор уже близок к "критическому" возрасту).
Пара стареньких резиновых ковриков. Они помогут тронуться с места на полном гололеде, если подложить их под буксующие колеса.
Если придется ехать за город, "в снега" - саперная лопатка - это верная палочка-выручалочка.
Буксировочный трос (впрочем, его в багажнике лучше "прописать" навсегда).
Наталья Сахарчук