«Зарабатываю больше, чем в Госдуме». Мастерица Ольга Анашкина о создании украшений из фарфора
В новом цикле текстов мы познакомим вас с девушками, которые умеют создавать красоту своими руками. Прикасайтесь к прекрасному, вдохновляйтесь и присматривайте подарок, который согреет сердце и украсит инстаграм. Обещаем, что в этих материалах будет много картинок и мало букв — не благодарите.
«Когда ставлю украшения на обжиг, перекрещиваю печь»
Мастеров, которые работают в той же технике, что и наша героиня, Ольга Анашкина (бренд Barbarella by Olga Anashkina), всего несколько в мире. Ольга создает уникальные украшения из полимерной глины и бисквитного фарфора — прямо у себя дома, где под мастерскую отведен целый этаж.
А начиналось все… с «лапок для котенка»:
— В декретном отпуске я увлеклась валянием из шерсти: захотела сделать для дочери шерстяные пинетки. Шерсть меня увлекла, и я начала создавать игрушки. Для одной из них мне понадобилась полимерная глина: нужно было сделать из нее лапки для игрушечного котенка. С тех пор я не выпускаю полимерную глину из рук. (Улыбается.)
Правда, попробовав разные виды глины, Ольга убедилась, что возможности этого материала не безграничны, и ей хочется большего. Но чтобы не испортить хрупкий фарфор, недостаточно одного желания и советов из Сети:
— Я обучилась в московской школе фарфора «Иван-чай», — рассказывает Ольга. — Нашла мастера, который открыл мне секреты литья, а потом начала экспериментировать. Я получила базовые знания о том, как работать с материалом, но никто не объяснил, как делать из него украшения. Поэтому, что такое глазурь, роспись, инкрустация драгоценных металлов, я узнавала сама — путем проб и ошибок.
Ольга до сих пор меняется в лице, когда вспоминает, сколько материала — редкого и дорогостоящего — пришлось перевести, прежде чем появился результат, за который не было стыдно:
— Создать мастерскую было непросто: оборудование и его обслуживание — дорогое, инструменты надо все время менять и точить. Ну а то, как мы ввозили в Беларусь печь для обжига — целое приключение. На границе ее развернули несколько раз. После очередного отказа таможенников пропустить нашу печку муж констатировал: «Если после всего этого у тебя ничего не получится, придется сжечь в этой печи тебя». (Смеется.)
Конечно, я понимала, что муж шутит, но у меня были свои причины для волнения: а вдруг все эти затраты — физические, временные, финансовые — просто не окупятся? Помню момент, когда руки совсем опустились… Чтобы поставить изделия на обжиг в печи, нужно работать около 2,5 месяца. Только за это время успеваешь обработать фарфор и полностью заполнить им печь: при меньшем количестве изделий обжиг нерентабелен.
И вот, работаю я 2,5 месяца, ставлю изделия на обжиг, через 24 часа открываю печь… А там — брак. Черный фарфор превратился в грязно-коричневый, а золото, которое покупалось по граммам из-за высокой цены, стало розовым, провалившись вглубь черепка.
Конечно, расплакалась… И полторы недели не подходила к печке. А потом вспомнила обещание мужа и снова взялась за дело. (Смеется.)
Но до сих пор, когда ставлю украшения на обжиг, перекрещиваю печь. (Улыбается.)
«В азиатских странах считается, что настоящий керамист — мастер в 5-м поколении»
Помимо финансовых и временных затрат, Ольгу в начале ремесленного пути мучила мысль: а стоило ли менять вполне себе успешную карьеру на то, что может никогда не выстрелить?..
— Я рекламист, и сама называю свое образование мыльным пузырем, — признается Ольга. — Потому что эта сфера никогда не даст тебе результата, который можно видеть и осязать.
Тем не менее у меня был большой опыт работы в рекламе, пиаре и даже… в российской Госдуме. (Улыбается.) Некоторое время я работала помощницей депутата.
И конечно, когда я только начала заниматься украшениями, был какой-то внутренний барьер… Казалось, что окружение, узнав об этом, подумает: «Ну ничего себе, была такой успешной девушкой — и вот чем дело кончилось…».
Теперь понимаю, что это полнейшая глупость! Сегодня и зарабатываю больше и чувствую себя счастливее. Мне ни разу не пришлось пожалеть о решении изменить свою жизнь.
Ольга говорит, что путь становления в ремесле и поиска постоянных клиентов занял около 3,5 лет. И это совсем немного:
— Для моей сферы это даже мало. Например, в азиатских странах считается, что настоящий керамист — мастер в 5-м поколении, — рассказывает Ольга. — А в Европе есть мастера, которые запускают первую коллекцию только через 8−10 лет с момента начала работы. Это очень трудоемкий и поначалу неблагодарный труд.
Я и сама не знаю, почему в свое время взялась за такой сложный материал, как бисквитный фарфор. Из-за отсутствия в нем каких-либо примесей, шамота этот фарфор особенно хрупкий, его трудно обрабатывать. Но зато благодаря такому составу он невероятно чистый, белый и нежный — изделия из него получаются особенными.
Конечно, мне очень хотелось создать в Беларуси уникальную мастерскую — и это удалось. Я знаю всего несколько человек в мире, которые занимаются таким ремеслом.
«Пятилетняя дочка пытается во всем мне помогать»
Оля признается, что работает по 14 часов в сутки. Когда устают руки, берет передышку — и заполняет сайт, соцсети, обрабатывает фото украшений, отвечает клиентам… В общем, рабочий день у Ольги безразмерный. Благо она работает дома, поэтому и муж, и дочка могут быть рядом:
— Муж недавно спрятал елочную игрушку, которая ему особенно приглянулась. Не хотел, чтобы я продала ее кому-то из клиентов, но знал, что если человек попросит — не откажу, — смеется Оля. — Дочке тоже нравится то, что я делаю.
Ей всего пять лет, но ее очень вдохновляет моя работа, она хочет во всем помогать и пытается повторять за мной. Конечно, в процессе этой помощи без потерь не обходится, но она очень старается. (Улыбается.)
Ольге нравится, что малышку привлекает ручная работа, и ей хочется, чтобы в будущем дочь разбиралась в искусстве. Ведь, как признается мастерица, ей самой очень помог эстетический багаж, переданный родителями:
— К сожалению, у меня нет художественного образования. Но это компенсирует мой интерес к живописи и скульптуре, который был заложен родителями. Чтобы развить мой художественный вкус, научить меня замечать красоту и гармонию, они не жалели ни времени, ни денег. Каждые каникулы — музеи, театры, выставки.
Мы с супругом продолжаем традицию. Например, в этом году мы были в Вене на выставке Брейгеля вместе с малышкой. Признаюсь: она уснула, и европейские бабушки смотрели на это с умилением. (Улыбается.)
Ну ничего страшного: уснула под картиной Брейгеля, зато в свои пять уже помнит галерею Альбертина и любит работы Моне. Знаю по себе, это ценный вклад в ее будущее.