Кому еще можно было доверить роль утонченного аристократа, возвышенного интеллигента или английского лорда?
«Охмурительный» план
В самом деле, когда видишь и слышишь этого актера, пожалуй, первое слово, которое приходит на ум, - «порода». Не случайно Георгий Георгиевич в советские годы часто играл иностранцев, которые для жителей практически изолированного от остального мира СССР были полубогами. А уж когда требовалось изобразить иностранца-аристократа, «под ружье» вставали лучшие, и Тараторкин в том числе - вспомните хотя бы его Роберта Уорбека из «Чисто английского убийства»!
А еще в Тараторкине были настоящие, неподдельные - каких не сыграешь, будь ты хоть сто раз гениальный актер - благородство и чувство собственного достоинства. Он ведь и за кулисами вел себя как аристократ - ни единого скандала, ни единой сплетни, ни намека даже на мало-мальски безобидный слух. Одна жена, актриса Екатерина Маркова, одна семья - на всю жизнь.
Между тем популярность Тараторкина в СССР была необыкновенной. Соцсетей и мобильных телефонов - на счастье звезд театра и экрана - тогда еще не водилось, что не останавливало поклонников и особенно поклонниц в стремлении во что бы то ни стало, любым способом выразить восхищение своим кумирам. Послания от обожательниц приходили Тараторкину мешками, почитательницы его таланта приносили цветы, и весь подъезд дома был исписан признаниями в любви.
Екатерина Маркова однажды поделилась: «Как-то знакомая рассказала мне историю о своей приятельнице, живущей в провинции, - очень красивой, эффектной женщине. И бешеной Юриной фанатке. Просто бешеной! Узнав, что Театр имени Моссовета едет к ним на гастроли, она поставила себе целью охмурить Тараторкина. Так и заявила: «Костьми лягу, но он будет со мной!» Работая корреспондентом в одном из местных изданий, она легко получила согласие на интервью, но... План сорвался. Поначалу все было нормально, Георгий даже пригласил журналистку к себе в гостиничный номер. И там два часа с горящими глазами рассказывал про жену и детей!»
Подарки судьбы
Бесконечная преданность семье у Тараторкина, впрочем, была с детства. Как и любовь к театру: в его случае одно с другим неразрывно связано. Георгий появился на свет в январе послевоенного 1945 года в Ленинграде. Когда сыну исполнилось 7 лет, не стало отца: он умер после тяжелой и продолжительной болезни. Детство Георгия было трудным и полуголодным, но сам артист считал его счастливым. Мама водила его и сестру Веру в театр: больше всего детям нравились походы в Ленинградский ТЮЗ.
Связать свою жизнь с театром Тараторкин решил лишь в старших классах школы. Долгое время он готовился к профессии учителя. Но детские и юношеские эмоции, связанные с семейными походами на спектакли, пересилили: по окончании школы Георгий Тараторкин отправился в любимый ТЮЗ, хотя не артистом, а осветителем. Он так и не решился поступать в театральный вуз, отложив попытку на более позднее время.
Тем не менее юноша, который, замерев, наблюдал за игрой актеров на сцене, привлек внимание худрука ТЮЗа Зиновия Корогодского. Тот, поговорив с Тараторкиным, сразу же сумел разглядеть в нем будущего артиста и посоветовал не бояться экзаменов. И Георгий решился. Вскоре он стал учеником студии при ТЮЗе, преодолев конкурс в 100 человек на место.
В 1966 году Георгий окончил обучение в студии и был принят Корогодским в труппу Ленинградского ТЮЗа. Вскоре художественный руководитель уже доверял молодому артисту ведущие роли в спектаклях, которые ставил. Гамлет, Борис Годунов, Петр Шмидт, Подхалюзин - о таких ролях многие артисты могли лишь мечтать.
В 1974 году артист переехал в Москву и был принят в труппу Театра имени Моссовета, где блистательно исполнил роль Родиона Раскольникова в постановке Юрия Завадского. Впрочем, за 10 лет до этого столица уже преподнесла ему судьбоносный подарок: встречу с девушкой, ставшей его любовью на всю жизнь и единственной женой…
Легенда про шапочку
Актриса Ирина Короткова, с которой дружила Екатерина Маркова, в то время вместе с Тараторкиным снималась в картине Юлии Солнцевой «Незабываемое». Именно Ирина и стала инициатором знакомства Юры (так его звали близкие) и Кати, затащив последнюю в гости к оператору фильма.
Едва услышала фамилию «Тараторкин», Екатерина зашлась от смеха: «Это, должно быть, прозвище! Ну каким может быть человек с такой фамилией? Маленьким, толстым, с огромным животом и поросячьими глазками!» - «Юрка безумно красивый, - обиделась подруга. - Высокий, стройный, с огромными глазами… Сама увидишь!» Катя действительно увидела. А он - ее. И это была любовь с первого взгляда.
Позже, рассказывая сыну Филиппу и дочери Ане историю знакомства, Тараторкин вспоминал, что влюбился в Катины трогательные веснушки («Какие веснушки? - протестовала при этом Маркова. - У меня и по весне всего одна-две на носу выступали, а мы познакомились в начале декабря!»), когда увидел ее в шубке, в шапочке, постоянно спадавшей на глаза, и с варежками на бельевой резинке («Ну, с шапкой, положим, ты прав: при разговоре с тобой мне приходилось запрокидывать голову - вот она и сваливалась. Но варежки на резинке я носила только в детском саду!» - «Не мешай, мама! - возмущались дети. - Папа лучше помнит»).
А в гостях Георгий уселся на раскаленную батарею и принялся беседовать с Екатериной. Он даже не почувствовал, насколько горячо было сидеть. Рассказывал о съемках в «Преступлении и наказании» Кулиджанова, о Ленинградском ТЮЗе, о своих сыгранных и еще не сыгранных ролях.
После первой встречи Тараторкин стал звонить девушке каждый день. Они разговаривали до пяти часов утра, а к семи он уже ехал на съемочную площадку…
Чуду - быть!
Летом 1970 года Георгий и Екатерина стали мужем и женой. Катю отпустили из Московского ТЮЗа в Ленинград на свадьбу всего на один день. После церемонии в загсе, сидя в ресторане, она постоянно смотрела на часы, боясь опоздать на поезд. Гостям это порядком надоело, и они собрали все яства, прихватили со стола праздничную скатерть и отправились вместе с молодоженами на вокзал.
Пассажиры и провожающие смотрели на перронное застолье во все глаза: кто-то подходил, поздравлял - ему тут же вручали фужер с шампанским, чтобы выпил за здоровье жениха и невесты. Тараторкина, разумеется, узнавали, острили: «Совершил преступление - получай наказание!». «Наказание» Тараторкина оказалось пожизненным - оно продлилось 47 лет, до самой смерти актера в 2017 году.
После свадьбы Юра и Катя еще несколько лет жили в разных городах, воссоединившись полностью только после того, как Георгий стал актером Театра имени Моссовета. Так, в Карелию на съемки картины «...А зори здесь тихие», где Катя сыграла роль Галки Четвертак, он приезжал, еще будучи ленинградцем. «В детстве, когда в десятый, двадцатый, тридцатый раз смотрел «Чапаева», - говорил Тараторкин, - на эпизоде, где он раненый плывет через Урал, я всегда шептал: «Сегодня чудо обязательно произойдет и Чапай не утонет, доплывет!» То же самое на «Зорях». Каждый раз, как полный дурак, надеюсь, что Галку и ее подруг не убьют…»