Ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать необходимо. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, заслушивая доклад о перспективах развития национальной системы образования, передает корреспондент БЕЛТА.
“К вопросам образования мы обращаемся постоянно. Я просто хочу прежде всего сам убедиться, насколько реализуются наши решения в сфере образования. Если есть необходимость, подтолкнуть те реформы, которые идут. Хотя реформами мы никогда не занимались и заниматься в образовании не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя”, — подчеркнул Александр Лукашенко.
В то же время Президент не исключил, что при совершенствовании системы образования в школах и вузах придется отказаться от некоторых аспектов.
В связи с этим, напомнил Александр Лукашенко, он поручал усилить практико-ориентированную подготовку, сократить сроки обучения в вузах по многим дисциплинам, обновить учебные программы и учебники. Глава государства также потребовал определиться с необходимым количеством обучаемых в высших учебных заведениях. Однако пояснил, что это поручение не распространяется на экспорт образовательных услуг, который приносит стране немалые деньги.
Александр Лукашенко предупредил, что вопрос экспорта образовательных услуг держит всегда на контроле. Он рассказал о недавнем запросе на обучение зарубежных студентов в Гродно, белорусской стороне были готовы заплатить хорошие деньги. Однако вопрос застопорился: не хватало общежитий, чтобы разместить иностранных студентов. “Уже начали строить”, — обратил внимание Президент. Отдельно глава государства остановился на особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре.
По его мнению, студент должен уходить из вуза уже полностью подготовленным специалистом, а не просто обладающим первоначальными знаниями и навыками. “Я категорически запрещаю подобным образом строить систему образования. У нас есть нормальная система образования: человек окончил вуз, получил высшее образование — иди и работай. Я не против магистратуры, но туда должны идти самые способные и желающие дальше получать образование, заниматься наукой и преподаванием. И у нас такая традиция с советских времен, а может, еще и досоветских. И это хорошо. Как обстоят дела здесь? Я поручал проверить. Выполнено ли мое поручение?” — спросил Президент.
Если дело в зарплате педагогов, которая зависит от количества часов, то, по мнению главы государства, необходимо просто увеличить им зарплату. “Пусть будет меньше часов, ставок, но деньги оставим те же, еще добавим. Но преподаватель не должен все время ходить за студентами. Половину рабочего дня он должен преподавать, а половину — заниматься самообразованием. В противном случае, какой он преподаватель”, — считает Александр Лукашенко.
Зарплаты учителей, по его мнению, уже вывели на приемлемый уровень, остальное в руках самих педагогов. “Школа имеет возможность доплатить. Учитель у нас уже за Br900 получает в среднем. Может, где-то надо молодежь поддержать, может, еще что-то. Смотрите, чтобы вы дошлифовали зарплату. Нельзя учителя обижать — это наша опора и основа. Без учителя ничего быть не может — ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего”, — заявил белорусский лидер. Особое внимание глава государства поручил уделить подготовке педагогических кадров.
Президент подчеркнул, что необходимо ценить как школьных учителей, так и педагогов в вузах, сколько бы лет им ни было. Если они хотят и могут работать, приносят пользу университету, надо беречь таких специалистов и ни в коем случае не выгонять. Александр Лукашенко также высказался о проблемных вопросах вузовской подготовки, отметив, что обучение должно быть более практико-ориентированным.
Что касается частный вуз или государственный, Президент заметил, что это всего лишь форма собственности, а требования к ним предъявляются одинаковые. “Мы не против частных вузов, но они должны работать не хуже, чем государственные. Нужно соблюдать тот стандарт, который мы сегодня выработали и имеем в Беларуси”, — сказал он.
Во время совещания также обсуждались вопросы проведения экзаменов после окончания школы, а также централизованного тестирования при поступлении в вузы. “Посмотрите, сколько мы, после того как ввели тестирование, сделали отступлений, нужных для жизни, чтобы не угробить талант. Не всегда только тестирования могут дать представление преподавателям, которые набирают в вузы абитуриентов, об их жизненном уровне, знаниях, способностях”, — обратил внимание Александр Лукашенко.
БЕЛТА.