О работе контрольно-надзорных органов...
В 2018 году контрольно-надзорными органами продолжена работа по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции, направленная в первую очередь на профилактику нарушений и проведение внеплановых проверок при наличии достоверных сведений о нарушениях законодательства.
Брестской областной инспекцией Госстандарта (далее – инспекция Госстандарта) за 2018 год проведено 55 проверок, 846 мониторингов и 114 иных мероприятий (обследований, расследований, контрольно-аналитических мероприятий и др.) соблюдения требований технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС) при обращении продукции, в том числе импортного производства, у субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности.
Нарушения установлены при 55 проверках, 794 (94 %) мониторингах и 50 иных мероприятиях.
Всего госнадзору подвергнуто 8828 наименований продукции (пищевая продукция, изделия легкой промышленности, товары для детей, мебель, парфюмерно-косметическая продукция, электротехнические товары, строительная продукция, стеклоомывающие и охлаждающие жидкости и др.), из них 7741 (87,7 %) наименований – продукция импортного производства.
По результатам госнадзора не соответствовали требованиям ТНПА и ТР ТС 8266 (93,6 %) наименования, в том числе 7359 (95,1 %) – импортного производства:
- по безопасности:
пищевая продукция – продукция находилась в реализации с истекшим сроком годности, а также запрещенная к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь;
чулочно-носочные изделия детские - наличие недопустимых синтетических волокон в изделиях для новорожденных;
одежда детская – по показателям «гигроскопичность» и «воздухопроницаемость»; наличие соединительных швов с обметыванием срезов, выполненных на изнаночную сторону в изделиях для новорожденных;
обувь детская – превышение предельного значения высоты каблука; наличие открытой пяточной части (в обуви для детей до 3 лет); применение подкладки из искусственных материалов;
рюкзаки детские – отсутствовали светоотражающие элементы;
детские качели – наличие риска обусловленного конструкцией игрушки (крепления качелей (текстильный шнур) имеют диаметр менее 10 мм; перекладина, предотвращающая падение ребенка, расположена на высоте менее 200 мм от сидения);
игрушки – наличие поверхностного окрашивания игрушек-погремушек;
электротехническая продукция: не обеспечивается отсутствие недопустимого риска при перегрузках, аварийных режимах и отказах; не обеспечивается необходимый уровень защиты от прямого или косвенного воздействия электрического тока; не обеспечивается отсутствие недопустимого риска при подключении и монтаже и др.;
мебель - по требованиям химической безопасности (отсутствие защитных и защитно-декоративных покрытий кромок изделий); по механической безопасности (наличие недопустимого риска ущемления частей тела при эксплуатации кроватей детских, несоблюдение требований к функциональным размерам изделий мебели);
стеклоомывающие низкозамерзающие жидкости – по содержанию метилового спирта;
- по качеству: по создаваемым электромагнитным помехам (электротехническая продукция);
- по маркировке: информация для потребителя отсутствовала, предоставлена не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация;
- несоответствие по показателям, заявленным изготовителем в маркировке (электротехническая продукция);
- отсутствовали документы о подтверждении соответствия.
По результатам государственного надзора приняты меры:
выданы предписания об организации изъятия из обращения 93 наименований продукции, запрещен ввоз и обращение 64 наименований продукции, прекращено действие 34 сертификатов соответствия и 3 деклараций о соответствии;
выдано 1 предписание о запрете производства;
запрещена реализация 21 наименования продукции в полном объеме и реализация 6465 партий продукции на сумму 371999,78 руб. (в том числе 6008 партий продукции импортного производства на сумму 352728,86 руб.);
выдано 749 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений;
составлено 329 протоколов об административном правонарушении (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 30510,65 руб.).
В рамках работы по выявлению не соответствующих требованиям ТНПА и ТР ТС импортных аналогов, производимых в Республике Беларусь, а также в рамках проведения антиконтрафактных мероприятий инспекцией Госстандарта проведено 13 проверок и 316 мониторингов соблюдения требований ТР ТС при реализации продукции легкой промышленности (в том числе по информациям ОАО «Брестский чулочный комбинат», Брестского облисполкома, горрайисполкомов). При реализации продукции легкой промышлености по «низким ценам» проведено 3 проверки и 131 мониторинг. Совместно с другими контролирующими органами и органами власти проведено 35 мониторингов.
Нарушения установлены при 13 проверках и 315 мониторингах, в том числе при 56 мониторингах повторно установлены нарушения.
Всего подвергнуто мониторингу 4660 наименований изделий.
По результатам мониторингов 4572 (98 %) наименования продукции не соответствовали требованиям ТР ТС (из них 2468 наименований имело признаки контрафактной продукции).
По результатам надзорных мероприятий выданы предписания об организации изъятия из обращения 31 наименования продукции, запрещен ввоз и обращение 10 наименований продукции, прекращено действие 8 сертификатов соответствия; запрещена реализация 3985 партий продукции на сумму 266208,48 руб.;
выдано 4 предписания об устранении нарушений и 259 рекомендаций по устранению нарушений;
составлено 174 протокола об административном правонарушении, в том числе 148 - за повторно установленные нарушения (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 13104,41 руб.).
Проведено 20 проверок и 106 мониторингов соблюдения требований ТНПА и ТР ТС при реализации импортной электротехнической продукции, в том числе по информациям Министерства промышленности Республики Беларусь (ОАО «Брестский электроламповый завод»), испытательной лаборатории ОАО «БЕЛЛИС», г. Минск, Ассоциации предприятий кабельной промышленности «Белкабель» (ОАО «Кобринагромаш»). Нарушения установлены при 20 проверках и 105 мониторингах. Проверено 756 наименований электротехнической продукции (бытовые электрические приборы, газоэлектрическое и светотехническое оборудование, кабельная продукция и др.), из них 96 наименований испытано в аккредитованных лабораториях. Установлено, что 714 (94,4 %) наименований проверенной электротехнической продукции импортного производства не соответствовали обязательным требованиям ТНПА и ТР ТС и по показателям, заявленным изготовителем в маркировке (из них 82 - по результатам испытаний), в том числе
по безопасности – 181 наименование;
по создаваемым электромагнитным помехам – 28;
по помехоустойчивости – 4;
по показателям, заявленным изготовителем в маркировке (значение мощности, светового потока, эффективности, цветовой температуры, индекса цветопередачи) – 10;
по маркировке (информация для потребителя неполная, недостоверная) – 328;
отсутствовали эксплуатационные документы, содержащие необходимые сведения, в том числе основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, правила и условия безопасной эксплуатации (использования) и меры, которые следует предпринять при обнаружении неисправности – 176;
неполная информация в эксплуатационных документах, в том числе сведений, влияющих на безопасность – 150.
нарушения требований обязательного подтверждения соответствия (отсутствовали сертификаты соответствия или представлены сертификаты соответствия, действие которых прекращено) – 26;
установлены факты нахождения в реализации продукции, запрещённой к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь – 73.
По результатам надзорных мероприятий запрещена реализация 501 партии продукции, несоответствующей требованиям ТНПА и ТР ТС на общую сумму 32955,11 руб.; составлено 46 протоколов об административном правонарушении (сумма взыскания по рассмотренным протоколам составила 4272,76 руб.); выдано 16 предписаний об устранении нарушений и 103 рекомендации по устранению нарушений; выданы предписания об изъятии из обращения 40 наименований электротехнической продукции; запрещен ввоз и обращение 36 наименований продукции; прекращено действие 20 документов об оценке соответствия.
В рамках работы по выявлению импортной продукции, не соответствующей требованиям законодательства, инспекцией Госстандарта во взаимодействии с Брестской таможней проведено 4 мониторинга, в том числе:
мониторинг соблюдения требований ТР ТС при реализации продукции легкой промышленности для детей и взрослых, установлены нарушения по маркировке и подтверждению соответствия продукции, по результатам мониторинга запрещена реализация 18 партий продукции легкой промышленности на сумму 1368,9 руб., за повторно установленные нарушения составлено 4 протокола об административном правонарушении;
мониторинг соблюдения требований ТНПА при хранении шин пневматических, установлены нарушения условий хранения шин, по результатам мониторинга выданы рекомендации по устранению нарушений;
2 мониторинга соблюдения требований ТНПА и ТР ТС при ввозе бывшей в употреблении электротехнической продукции и продукции легкой промышленности, в ходе мониторингов нарушений не установлено.
В развитии данного взаимодействия и в целях повышения эффективности госнадзора инспекцией подготовлены и направлены в Госстандарт предложения по проведению контрольно-надзорных мероприятий с таможенными органами.
При проведении надзорных мероприятий инспекцией в обязательном порядке отслеживается наличие пищевой продукции, к которой применены ограничительные меры.
За 2018 год установлено 4 факта нахождения в реализации пищевой продукции импортного производства, запрещенной к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь (действие деклараций о соответствия на данную продукцию прекращено):
2 факта нахождения в реализации масла сладко-сливочного несоленого «Традиционное», массовая доля жира 82,5%, высший сорт, изготовитель: ООО «Альянс» (г. Нурлат, Республика Татарстан, Российская Федерация), жирно-кислотный состав которого не соответствует молочному жиру коровьего молока;
2 факта нахождения в реализации сыра плавленого колбасного «Янтарный» копченого массовой долей жира в сухом веществе 40 %, изготовленного Товариществом на вере «Сыр Стародубский» (Россия), не соответствующего определениям «сыр»/ «молочный продукт», установленным в разделе II «основные понятия» ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», согласно которым использование немолочного жира не допускается (продукция сыр плавленый колбасный «Янтарный» массовая доля жира в сухом веществе 40 % не может быть идентифицирована как продукция, за которую выдается).
Также установлен факт нахождения сырка глазированного с заменителем молочного жира торговой марки «Мультяшки» с плодово-ягодным наполнителем черника, массовая доля жира 22 %, массовая доля молочного жира творожной основы не менее 50 % охлажденный 1/40 г, изготовитель: ООО «СЫРКОФФ» (Российская Федерация) без действующей декларации о соответствии (действие представленной декларация о соответствии предписанием Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов от 09.07.2018 №05-12-2/152 прекращено с 13.07.2018);
По результатам надзорных мероприятий составлено 9 протоколов об административном правонарушении, продукция запрещена и снята с реализации.
За 2018 инспекцией Госстандарта в рамках профилактики нарушений законодательства проведена консультационно-разъяснительная работа: 27 личных приемов на рынках Брестской области, 12 прямых телефонных линий и выездных приемов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в горрайисполкомах области, 41 деловая встреча и 40 разъяснительных работ по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и применению и соблюдению требований ТНПА, ТР ТС, 25 технических учеб для организаций и предприятий области, 11 круглых столов; принято участие в 2 семинарах, 7 совещаниях (в горрайисполкомах) и 5 «Днях качества», в том числе по вопросам выявления опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции.
Результаты надзорных мероприятий доводятся до всех заинтересованных. В печатных и электронных СМИ размещено 89 статей, в том числе сведения о выявленной опасной продукции.
Учреждениями госсаннадзора в 2018 году мониторингом охвачено 2044 субъекта хозяйствования, осуществляющих оборот пищевых продуктов и продовольственного сырья. Нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены на 1658 (81,1%) субъектах, 3476 объектах, в том числе на 408 объектах выявлены нарушения при обороте пищевой продукции импортного производства.
Среди выявленных нарушений основное место занимают реализация товара без маркировки или с несоответствующей информацией на маркировке сведениям в товаросопроводительных документах, реализация продукции с истекшими сроками годности, нарушения условий хранения и др.
По фактам выявленных нарушений вынесено 62 постановления по делу об административном правонарушении в отношении юридических лиц, 28 – в отношении виновных должностных лиц, общая сумма штрафов составила 26586,0 руб., 13 предписаний/предложений о приостановлении деятельности, 5 предписаний о сокращении ассортиментного перечня реализуемых товаров, 790 предписаний об изъятии из обращения пищевых продуктов общим весом 55,78,6 кг (в т.ч. 246 предписаний об изъятии из обращения пищевых продуктов импортного производства общим весом 1510,8 кг продукции), выдано 2002 рекомендации об устранении нарушений, направлено 188 информаций в органы власти.
Также в 2018 г. учреждениями государственного санитарного надзора проведен мониторинг соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства 616 субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот промышленной группы товаров.
Нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при реализации продукции импортного производства, были выявлены у 154 (25%) субъектов хозяйствования, на 154 торговых объектах (в том числе на 131 торговом объекте при обороте промышленной группы товаров импортного производства).
Основные выявленные нарушения при обороте промышленной группы товаров – реализация товаров без наличия маркировки или неполной информацией о товаре, наносимой в соответствии с требованиями законодательства; отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность реализуемых товаров и др.
По фактам выявленных нарушений при реализации промышленной группы товаров выдано 87 рекомендаций об устранении нарушений (из них 73 – по объектам, занимающимися оборотом импортной продукции), вынесено 72 предписания об изъятии из обращения промышленной группы товаров в количестве 2497 ед., из них 67 предписаний об изъятии промышленной группы товаров импортного производства (изъято из обращения 2410 ед. товаров импортного производства). Направлено 67 информаций в органы власти, 62 информации в заинтересованные органы и ведомства.
Кроме того в 2018 г. учреждениями государственного санитарного надзора в составе межведомственных рабочих групп при горрайисполкомах проведено обследование 64 объекта, осуществляющих оборот продукции легкой промышленности, в том числе товаров детского ассортимента и игрушек.
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены на 38 объектах. Основные нарушения связаны с реализацией товаров без документов, удостоверяющих качество и безопасность, а также отсутствие полной информации о товаре на маркировочных ярлыках (листах-вкладышах), наносимой в соотвестветствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Справочно: к примеру, в декабре 2018г в ходе совместного мониторинга магазина «Одежда» ООО «Дамы и джентльмены» (г. Пинск, ул. Брестская, 72а, УНП 690666979) были выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
на часть продукции детского ассортимента в количестве 234 наименований (детская одежда – 77 ед., носки детские – 120 пар, перчаточные изделия – 31 пара, обувь детская комбинированная – 6 пар) не представлены документы, удостоверяющие их качество и безопасность;
маркировка вышеуказанной продукции детского ассортимента не содержала полной информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь (не указаны изготовитель, состав и т.д.).
По результатам мониторинга выданы рекомендации по устранению указанных нарушений (нарушения устранены).
По всем фактам выявленных нарушений в адрес руководителей межведомственных рабочих групп направлены информации с предложениями для включения в общие рекомендации по устранению нарушений, а также проинформированы местные органы власти.
Брестским областным ЦГЭиОЗ обеспечно ежеквартальное информирование областной комиссии по противодействию оборота опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции, а также всех заинтересованных служб и ведомств, о проведенной учреждениями госсаннадзора работе и принятых мерах, в рамках представленных полномочий, по недопущению оборота опасной и несоответствующей продукции, в том числе импортного производства.
Территориальными центрами гигиены и эпидемиологии в текущем году проведено 18 семинаров и круглых столов по данной тематике для 259 представителей субъектов хозяйствования.
Специалистами санитарно-эпидемиологической службы области принимается участие в совместных с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь мониторингах торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности по низким ценам.
Справочно: специалистами Кобринского зонального ЦГиЭ в составе комиссии (управления контроля и расследования ГУ МАРТ по Брестской области, отдела госнадзора за техническими регламентами и стандартами Брестской областной инспекции Госстандарта) 11.09.2018 проведен мониторинг торговых объектов г. Кобрин.
Брестским областным ЦГЭиОЗ в составе рабочей группы Брестского облисполкома проведена информационно-разъяснительная работа по вопросам применения Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и изменения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 4 рабочих встречах с субъектами хозяйствования в городах Барановичи (20.03.2018), Кобрин (27.03.2018), Пинск (28.03.2018) и Брест (30.03.2018).
Актуальные вопросы совершенствования законодательства, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и реализации пакета нормативных правовых актов, направленных на улучшение бизнес-климата, рассмотрены на заседании Совета по развитию предпринимательства при облисполкоме и общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при облисполкоме 23 марта 2018 г. с участием заместителя председателя облисполкома Клеца А.А. и заместителя Министра экономики Республики Беларусь Матусевича Д.Ф.
В территориальных центрах гигиены и эпидемиологии организована «горячая линия», при обращении на которую, заинтересованным лицам оказывается консультативная и методическая помощь с учетом упрощения условий для осуществления предпринимательской деятельности и исключения излишних требований, предъявляемых к объектам предпринимательства.
Органами регулирования торговлей горрайисполкомов, облисполкома в 2018 году работа по защите потребительского рынка от несоответствующей требованиям законодательства продукции проводилась по следующим основным направлениям:
контроль за соблюдением требований к качеству и безопасности пищевой продукции;
контроль за работой торговых объектов, реализующих дешевые товары легкой промышленности иностранного производства.
Специалистами соответствующих подразделений горрайисполкомов, облисполкома рассматривались вопросы соблюдения правил продажи, в их числе:
доведение до потребителя достоверной информации о товарах, их потребительских свойствах, сроках и условиях реализации товара, наличие документов, подтверждающих качество продукции, наличие маркировки на товаре и другие.
Так, в январе-декабре 2018 года специалистами главного управления торговли и услуг облисполкома (далее – главное управление) проведены мониторинги и обследования 265 объектов торговли и 65 объектов общественного питания в 17 регионах области по соблюдению законодательства в сфере торговли.
В рамках своих полномочий по вопросам качества продукции специалисты главного управления проверяли сроки реализации товаров, наличие и правильность маркировки, наличие документов, подтверждающих качество товара, записи в книгах замечаний и предложений о качестве товара, обследовали внешний вид продукции.
Собственникам объектов, где в ходе мониторингов выявлены факты несоблюдения законодательства в сфере торговли, направлены рекомендации (9) по устранению недостатков (нарушений) с указанием сроков информирования главного управления.
Также специалистами главного управления в марте, апреле, сентябре, октябре и декабре 2018 года в ходе мониторинга торговых объектов в гг. Барановичи, Жабинка, Кобрин, Брест изучена работа десяти торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности импортного производства по низким ценам.
Справочно. Мониторинги в городах Кобрин (2 объекта) и Брест (4 объекта) проходили в рамках единовременных республиканских мониторингов по контролю за деятельностью торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности по низким ценам.
Выявлены нарушения правил торговли в части не доведения до покупателя обязательной информации, отсутствия указателей размеров, отсутствия на отдельных товарах полной маркировки согласно требованиям технических нормативных правовых актов, а также невыполнение обязанности по наличию в торговых объектах отечественных товаров (несоблюдение ассортиментных перечней).
В течение 2018 года в адрес Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ) облисполкомом неоднократно направлялись предложения по закрытию внутреннего рынка республики от товаров легкой промышленности иностранного производства низкого ценового сегмента, не соответствующей требованиям ТР ТС по качеству, безопасности продукции, реализуемой без сопроводительных документов, а также предложения по усилению требований в части контрольной деятельности.
Было поддержано и предложение МАРТ в части дополнения перечня исключений, при которых не действует требование пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь» (запрет на проведение проверок в течение двух лет со дня государственной регистрации), случаем осуществления субъектом хозяйственной деятельности, связанной с розничной торговлей и общественным питанием.
Брестским областным управлением Госпромнадзора в 2018 году проведено 310 мониторингов субъектов хозяйствования Брестской области, в том числе, по соблюдению требований ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», по вопросам соблюдения требований технических регламентов таможенного союза в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В ходе проведения надзорных мероприятий, нарушений требований технических регламентов не выявлено, что свидетельствует о высоком уровне соблюдения требований технических регламентов со стороны производителей потенциально опасных объектов и технических устройств, поднадзорных Госпромнадзору.
Проведено 543 приемки потенциально опасных объектов (объектов систем газораспределения и газопотребления, оборудования, работающего под избыточным давлением, пассажирских лифтов, грузоподъемных кранов). Опасная и несоответствующая требованиям технических регламентов продукция, технические устройства не выявлялись.
За этот же период принято под надзор 190 потенциально опасных объектов импортного производства (все подпадают под требования ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающего на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»). Таким образом, импортная составляющая в оборудовании, поднадзорном Госпромнадзору, по Брестскому региону является минимальной.
При этом все принимаемое в эксплуатацию оборудование соответствует требованиям технических регламентов, поэтому меры воздействия к работникам субъектов хозяйствования и к самим субъектам хозяйствования в ходе осуществления надзорных мероприятий не применялись.
Информация от министерств, концернов, Брестского облисполкома, горрайисполкомов Брестской области о поступлениях на внутренний рынок импортной продукции, не соответствующей заявленным характеристикам и требованиям безопасности, установленным законодательством Республики Беларусь, в Брестское областное управление Госпромнадзора не поступала.
Факты неоднократной реализации опасной и несоответствующей требованиям законодательства импортной продукции по субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную (оптовую) торговлю, Брестским областным управлением Госпромнадзора не выявлялись.
Органами государственного пожарного надзора в рамках выполнения мероприятий плана работы комиссии по проведению системных контрольных (надзорных) мероприятий по поставке и реализации на внутреннем рынке пиротехнических изделий проведено 30 рейдовых профилактических мероприятий по местам реализации (хранения) пиротехнических изделий.
Брестской таможней в ходе проводимой работы по противодействию обороту опасной и несоответствующей продукции за 2018 год пресечен ввоз товаров несоответствующих требованиям законодательства:
113 фактов незаконного ввоза одежды иностранного происхождения, а именно 10593 единиц на сумму 338615,8 руб.;
25 фактов незаконного ввоза пиротехнической техники (14172 единицы) на сумму 6226,42 руб.;
2 факта незаконного ввоза швейной фурнитуры (10587 единиц) на сумму 10762 руб.;
5 фактов незаконного ввоза обуви (571 пара) на сумму 7394,28 руб.;
759 фактов незаконного ввоза алкогольной продукции (25429 литров) на сумму 85617,34 руб.;
18 фактов незаконного ввоза саженцев плодовых культур и декоративных растений на сумму 37144 руб.;
13 фактов незаконного ввоза семян на общую сумму 486 руб.;
107 фактов незаконного ввоза моющих средств общего назначения на сумму 16150,36 руб.;
11 фактов незаконного ввоза инсектицидных средств для защиты растений на сумму 2051 руб.;
2 факта незаконного ввоза детских игрушек (15 единиц) на сумму 1153,54 руб.
Сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой был предотвращен незаконный ввоз товара: бытовой техники в количестве 89 единиц общей стоимостью 91470 руб., дорогостоящей посуды и столовых приборов элитных марок в количестве 1566 единиц общей стоимостью 107382 руб. В результате проведенных оперативных мероприятий данные группы товаров были изъяты.
Справочно. 18 декабря 2018 года в ВПТО 09162 «Брест-БТС-2» Брестской таможни был проведен досмотр в отношении товаров «одежда и обувь, бывшая в употреблении», ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС ИП Хилюк Ю.И. в адрес ИП Сахончик А.А., УНП 192274422, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Рокоссовского, 148-34. В результате которого, был выявлен незаявленный в инвойсе товар, а именно: новая одежда в ассортименте (вес 185,49 кг., 947 ед. одежды), полотенца (3 кг., 15 шт.), постельное белье (вес 16 кг., 18 шт.), скатерти (вес 8 кг., 22 шт.), салфетки столовые (вес 1 кг., 3 упак.), пледы (вес 1,9 кг., 3 шт.), занавески (тюль) (вес 1 кг., 3 шт.), кухонное белье (вес 0,75 кг., 3 шт.), чехлы для одежды (вес 0,73 кг., 3 шт.), детские игрушки (0,64 кг., 4 шт.). Стоимость незаявленных товаров составила 2719,25 руб. Таким образом, совершено деяние, выразившееся в не декларировании товаров, подлежащих таможенному декларированию, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 КоАП Республики Беларусь;
28.11.2018 г. в соответствии с Планом работы комиссии Брестского облисполкома по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции на 2018 год, в ходе проведения специального мероприятия сотрудниками ОБК и ОТИ таможни совместно с сотрудниками инспекции Госстандарта по Брестской области, у ИП Деревнюка В.П. (УНП 290748582) в помещении автосервиса по адресу: г. Кобрин, ул. Интернациональная, д.175, были выявлены и изъяты канистры с моторными маслами иностранного производства, не маркированные контрольными марками, общим количеством 71 литр в качестве предметов имеющих значение для рассмотрения дела. Стоимость изъятого товара составила 1179 руб. В действиях ИП Деревнюка В.П. усматриваются признаки АП, предусмотренного ч.4 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь. Проводятся дальнейшие проверочные мероприятия.
Подразделениями ОВД Брестской области также проводятся мероприятия по выявлению импортных товаров, не соответствующих заявленным характеристикам и требованиям безопасности.
За 2018 год по делам административного производства изъято товарно-материальных ценностей на общую сумму более 812,494 тыс.руб., обращено в доход государства на сумму более 648,614 тыс.руб.
Справочно. 16.10.2018 составлен административный протокол
по ч.3 ст.9.21 КоАП Республики Беларусь в отношении индивидуального предпринимателя, в торговом павильоне которого на рынке «Алексеевский» по ул.Тельмана 175 в г. Барановичи выявлен факт реализации электро и бензоинструментов, и запасных частей к ним фирмы STIНL с признаками контрафактности. Товар на общую сумму 1000,0 руб. изъят.
Налоговыми органами области при проведении контрольных мероприятий арестовано товарно-материальных ценностей на сумму 820,6 тыс. руб., из которых обращено в доход государства на общую сумму 382,3 тыс. руб.
С целью соблюдения законодательства в отношении субъектов хозяйствования на постоянной основе проводятся мероприятия, носящие, в первую очередь, разъяснительный и профилактический характер.
В отношении плательщиков, игнорирующих профилактические мероприятия, налоговыми органами проводятся мониторинги.
Так, инспекциями области проведены мониторинги в отношении 373 субъектов предпринимательской деятельности (в том числе 56 мониторингов в отношении субъектов хозяйствования, реализующих иностранные товары легкой промышленности по крайне низким ценам), 315 субъектам вручены рекомендации об устранении выявленных нарушений.
В рамках работы комиссии по результатам проведенных в период с 30.05.2018 по 27.06.2018 по инициативе инспекции Госстандарта совещаний на базе Брестского, Пинского, Барановичского горисполкомов, Кобринского и Березовского райисполкомов (с участием всех горрайисполкомов области) при участии специалистов комитета экономики Брестского облисполкома и субъектов хозяйствования (в первую очередь имеющих испытательные подразделения) составлен протокол за подписью заместителя председателя Брестского облисполкома, курирующего промышленность (от 19.07.2018 №22-44/12), согласно которому в каждом районе области созданы рабочие группы по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции в составе специалистов инспекции, горрайисполкомов, центров стандартизации, метрологии и сертификации, центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, а также определен перечень организаций для принятия участия в работе по выявлению опасной и не соответствующей требованиям законодательства продукции.
В октябре 2018 года инспекцией Госстанадарта в адрес горрайисполкомов и 55 заинтересованным предприятиям Брестской области направлена информация о результатах государственного надзора за 9 месяцев 2018 года с предложением продолжить системную работу по исследовательскому мониторингу и испытаниям поступающей на рынок региона импортной продукции, в том числе аналогичной выпускаемой предприятиями региона. В Брестском и Дрогичинском райисполкомах проведены совещания по вопросу выявления поступающих на внутренний рынок импортных потребительских товаров, не соответствующих требованиям безопасности с участием субъектов хозяйствования, имеющих испытательные подразделения, и других заинтересованных.
В ноябре-декабре 2018 года в рамках работы комиссии инспекцией Госстанадарта проведено 3 круглых стола (с ОАО «БПХО», ОАО «Бархим», г. Барановичи, РУП «Белтаможсервис») по вопросам взаимодействия с целью выявлении опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции.
Вопрос по привлечению подведомственных предприятий к исследованию поступающей на внутренний рынок продукции поднимался и при проведении Дней качества, организованных Ляховичским райисполкомом (в сентябре 2018 года), Барановичским горисполкомом (в июле и декабре 2018 года) и Брестским райисполкомом (в декабре 2018 года).
По состоянию на 01.01.2019 11 предприятиями проведены испытания 18 образцов импортной продукции, аналогичной, выпускаемой предприятиями Брестской области. По результатам испытаний нарушений не установлено (имелись нарушения законодательства в части маркировки на одном образце (стиральный порошок «Purox Color», изготовитель Германия)).
Во исполнение поручений Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2018 г. №07/312-32/1227р, от 7 мая 2018 № 07/312-175/5245р, а также поручений заместителя премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И., данного в ходе рабочей поездки в Брестскую область 4 мая 2018 г. (протокол от 4 мая 2018 №07/34пр) по вопросам принятия действенных мер по защите рынка Республики Беларусь от поставок некачественной и небезопасной импортируемой электротехнической продукции, поручения заместителя премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. от 16 июля 2018 г. №07/312-279/8064р для принятия мер по реализации предложений Госстандарта (п.4 -облисполкомам и Минскому горисполкому во втором полугодии 2018 года заслушать на заседаниях областных комиссий по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции отчеты основных импортёров, которым неоднократно выдавались предписания о запрете ввоза и обращения опасной электротехнической продукции) в ноябре 2018 года проведено очередное заседание комиссии (протокол от 14.11.2018 № 22-45/12), на которое был приглашен директор ООО «Крафтер» - Королько Максим Сергеевич по вопросу принятия мер о недопущении выпуска в обращение некачественной и опасной импортной электротехнической продукции. Директор ООО «Крафтер» - Королько Максим Сергеевич отказался от присутствия на заседании областной комиссии по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции. Согласно протоколу заседания комиссии (на примере ООО «Крафтер») инспекцией Госстандарта разработаны и направлены в Брестский облисполком:
проект алгоритма действий по прослеживанию запрещенной к ввозу и реализации опасной продукции и продукции без документов о подтверждении соответствия по результатам надзорных мероприятий у субъектов предпринимательской деятельности с целью исключения её из дальнейшего обращения и реализации;
предложения по разработке акта законодательства, устанавливающего порядок изъятия, направления на утилизацию (уничтожение) несоответствующей продукции, органами государственного контроля (надзора), а также порядок действий, права и обязанности субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя) при выявлении у него несоответствующей продукции.
Всего в 2018 году проведено 2 заседания комиссии (протоколы от 10.04.2018 № 5 и от 14.11.2018 № 22-45/12), на которых рассмотрено выполнение решений заседаний и совещаний, итоги работы комиссии за отчетные периоды с оценкой ситуации в области оборота опасной и несоответствующей продукции.
Начальник Брестской областной
инспекции Госстандарта Г.А.Кашалов