Граевка. История названия и района
Рассказ посвящен Граевке. Микрорайону, который во многом сохранил следы своего прошлого.
Изучая историю этого района, долго не могла раскрыть тайны Граевского предместья. Скупые энциклопедические данные не давали желанного результата. Однако не теряла надежды
Послание из 1932-го.
Благодаря педагогическому коллективу 17-й школы мне в руки попали сведения об истории этого района. Их когда-то собрал бывший ученик Егор Кокшенёв, а помощником была его бабушка Елена Кокшенёва, которая живет на Граевке с 1949 года. Она прояснила многие интересные факты. В работе же мальчика меня привлекла копия документа, которая раскрыла не только интересные сведения из жизни Граевки, но и самого послания.
В 1956 году при перестройке СШ №16 в земле была обнаружена металлическая капсула с вложенной в неё вощеной бумагой длиною в один метр, написанная на польском языке. Послание для потомков было составлено 16 июля 1932 года, накануне заложения первого камня под строительство будущей 17-й школы.
Автором его стал директор школы Францишек Чернак. Подписались под ним люди, занимавшие руководящие должности, а также те, кто способствовал её появлению. Это школьный инспектор Ян Антони Рошен, Мария Фовнич, ксёндз Хмелевский, который пожертвовал средства на строительство, Чеслав Бандельчук, Тонаш Викторски, Витольд Лавринович, Мчислав Венжик – президент города, инженер и архитектор – Виктор Гавжишь и другие. Перевод же сделал учитель Стыбаневич. Этот документ во многом стал моим путеводителем по истории Граевки.
Слобода железнодорожников
Повествование его начинается с того, что территория, на которой располагалась Граевка 1932 года, была частью большой земельной собственности Межеевского, организатора повстанческих отрядов в 1831 году, лишённого прав собственности. Конфискованная земля была распределена между крестьянами в награду за помощь в преследовании повстанцев. Правда, не указывается: земля эта использовалась только как пашня или застраивалась домами с большим земельным наделом. На месте же имения, по улице Легионов (сейчас Красногвардейской), был установлен преданным дворовым служителем католический крест, как память идее Межеевского.
В дальнейшем на этих землях, принадлежавших уже деревне Березовка, появляются частные строения. Связано это со строительством в 1870-х годах новой ветки железной дороги Брест-Белосток-Граево (отсюда название), которая связала город с Польшей и Пруссией. В этих домах жили рабочие и служащие железной дороги. Строения не имели какой-то последовательности, были растянуты, между кварталами деревянных бараков, оставались пустыри. Свободная дислокация дала название «Слободка», которое сохранилось не только в местном разговоре, но и в штабных военных планах.
Рассчитывать на участок земли в Граевской Слободе не каждый мог. В послании читаем: «На рост этой Слободки в связи с привилегиями, которые русское правительство надавало своей жандармерии и заслуженным военным да сегодня живущим на этой территории, наталкивается на трудности, ибо приобретение земли лицам, не принадлежащим к этим категориям, было весьма затруднено. Рост также тормозили высокие требования военных властей Брестской крепости». Чтобы изменить это положение, в 1912 году Городская Управа Бреста обращается в министерство финансов о включении Граевской Слободки в черту города. Однако пришёл отрицательный ответ. Хотя повинности жители посёлка отдавали гмине и городу до 1929 года.
В послании описывается ещё один факт. Чтобы изменить земельный вопрос, в 1925 году образовалось «Товарищество работников железной дороги», которое приобрело от пана Пашкевича, «обладателя этой части давней большей земельной собственности, 64 га земли за 105 тыс. злотых польских». Это разделили на 230 участков, которые стали основой для застройки новообразованной колонии «Брест-Новый». Эта колония эта совместно с Граевской Слободой от первого июля 1929 года и от момента вхождения в границы города Бреста стала называться «Граевское предместье». Как видим, постепенное слияние воедино дало приблизительное очертание сегодняшней Граевки.
Семилетка имени Пилсудского
С каждым годом росло население Граевки. В связи с этим возникла необходимость в школе. По тем сведениям, которые излагает в послании Францишек Чернак, становится понятно, что её появлению имелся ряд препятствий. Приблизительно в 1920 году в магистрат города было внесено предложение о строительстве учебного учреждения. Однако из-за спорной административной принадлежности территории это растянулось почти на восемь лет: «Только конференция представителей здешнего населения пана Лавриновича Витольда с представителями магистра 2 августа 1928 года, в связи со сливанием Министерства внутренних дел, установила давнюю принадлежность этой территории к гмине Косичи», – говорится в документе.
Этот момент использует пан Лавринович. При помощи правления гмины он приобретает школьный инвентарь, берёт в аренду помещение. Затем обращается к школьному инспектору с просьбой определить учительский состав. Учитывая организационные усилия, приходит положительный ответ. Школьные власти 1 сентября 1928 года направляют на должность директора Францишка Чернака с указанием организовать семилетнюю школу. Он быстро налаживает работу.
Школа того периода насчитывала 187 детей и четыре учителя. Со временем она становится семиклассной всеобщей школой имени Пилсудского. Правда, имелось здесь и неудобство: обучение проходило в трёх арендованных зданиях. В связи с этим поднялся вопрос о строительстве нового здания. Магистрат города идёт на уступки и покупает «от пана Каирсвича за 3500 злотых» участок на улице Граничной (сейчас Карасёва).
В дальнейшем история этой школы не менее интересная. После освобождения Бреста – школа рабочей молодёжи № 4. С 1950 года переименована в железнодорожную сороковую и размещалась там, где сегодня расположена 16-я школа. Через четыре года переезжает в новое здание по улице Пригородная (ныне Гурова), а через шесть лет переходит к городу: ей присваивают номер семнадцать. В 1962 году учебное учреждение разделено на СШ №16, которая переместилась в новое здание на Красногвардейской, и на 8-летнюю школу – семнадцатую. И только в 1976 году переезжает на постоянное место, в новое здание по улице Северная, где до этого размещалась метеорологическая станция, которая была перенесена по адресу: улица Северная, 69.
Во все времена, школа была центром культурной жизни Граевки. Традиции прошлого продолжают жить и в стенах сегодняшней семнадцатой школы. С большой теплотой отзываются граевцы о педагогическом коллективе того и сегодняшнего времени. Заложенная база вырастила личности, дала правильный путь в жизни. Например, моя собеседница Елена Кокшенёва, благодаря её первой учительнице, выбрала дорогу педагога. Несмотря на нелёгкий путь учителя, ни разу не пожалела о нём.
Мост в город
С каждым годом Граевка набирала новые обороты: разрасталась, меняла очертания. В 1912-м году посёлок связал с городом пешеходный мост, что во многом облегчило передвижение жителей. До войны в поселке было около семисот жилых домов. Из них 22 кирпичных и только девять двухэтажных. В основном дома были усадебного типа, небольшие по площади. Половина из них находилась в ветхом состоянии. На Граевке размещались две круподробилки Белаха, мельница Мадельевича, работала железнодорожная больница, принимал прихожан костёл Пресвятого Сердца Иисуса, выделялось в посёлке здание Инженерного ведомства, в котором размещался штаб 149-го пехотного черноморского полка и 19-го сапёрного батальона. Немалую площадь занимало воинское подразделение Северного городка.
В послевоенные годы здесь было три продовольственных магазина. Елена Кокшенёва вспоминает: «Отец отвозил нас с сестрой в шесть утра в магазин на подводе. Мы стояли в очереди и ждали открытия его, чтобы купить хлеба и муки. Приносили домой и бежали на занятия в школу. В те годы жилось очень тяжело, не хватало рабочих мест. Но люди были доброжелательные, отзывчивые, готовые прийти на помощь в любую минуту, делились последним». Чтобы прокормить семью, засаживали огороды, держали домашний скот и птицу. Спасением для многих служил рынок, где не только покупали, но и продавали: огородину, фрукты из сада, яйца, молоко, если у кого имелась корова. Любопытно стало узнать, что в те годы даже в самом Бресте можно было услышать мычание молочной кормилицы…
Экран между столбами
Жизнь на Граевке складывалась не только из повседневной суеты и раздумий о дне насущном. Она заполнялась и культурным досугом. Например, чтобы скрасить жизнь Граевки, Доменика Подзизей открыла в доме брата частную библиотеку. Книги брала в библиотеках города. По словам её племянницы Елены Кокшенёвой, её тетя вела активную общественную жизнь, была лектором общества знания, выступала с лекциями перед населением и учениками.
Любимым событием в поселке по выходным стал приезд «кинопередвижки». Её экран размечался между столбами, где было натянуто белое полотно.
Интересно жизнь проходила у местной ребятни. Любимым местом у них была территория сегодняшней 17-й школы. Тогда там был пустырь, который использовали как спортплощадку. На месте стадиона находились заболоченные пруды. Детвора здесь ловила рыбу и плавала на самодельных плотах. Забавой для детей были и обитатели дренажной канавы, вырытой по улице Северной, – лягушки, головастики и тритоны. Бездорожье, безусловно, не давало должного уюта для жителей: правда, и здесь маленькие граевцы находили свои плюсы. Не раз после проливных дождей лужи становились местом для игры.
…«Все мы помним малую родину. Воспоминания о ней могут быть очень яркими и не очень яркими – в зависимости от того, в какой обстановке ты рос. Но забыть это просто невозможно. Это есть твоя жизнь, часть твоей жизни», – сказала напоследок Елена Семёновна. С этим нельзя не согласиться…
Автор выражает благодарность педагогическому коллективу СШ №17 и семье Кокшенёвых за предоставленные материалы.