Карманные деньги: стоит ли баловать ребенка
Отношение к карманным деньгам, выдаваемым детям на мелкие расходы, в разных семьях очень разное. Да оно и не может быть одинаковым по причине того, что родительские финансовые возможности очень разнятся.
Вопрос о том, сколько давать денег детям, как часто и с какого возраста, злободневен был во все времена. В некоторых странах, в Германии, например, сумма карманных денег и периодичность выплат закреплена законодательно. Немецкий ребенок в возрасте от 3 до 6 лет получает от родителей 50 евроцентов в неделю, в возрасте 7 лет ему выдается от 1,5 до 2 евро, в 10 – до 12 евро, пятнадцатилетнему подростку выдается до 20 евро на тот же срок. За невыполнение этих требований родители могут быть оштрафованы.
Американские же педагоги считают, что сумму еженедельных выплат нужно напрямую привязывать к возрасту ребенка, то есть в 6 лет он получает $6, а в 15 лет – $15 в неделю.
У нас в стране такой регламентации нет, но, несмотря на это, дети наши, так же, как маленькие немцы с американцами, любят конфеты, жвачки и напитки, поэтому определенная сумма наличности у ребенка должна быть обязательно.
Даже психологи, с которыми общался корреспондент портала www.interfax.by при подготовке этой статьи, высказывали очень разные мнения относительно детских карманных денег. Поэтому призываем наших читателей оставлять в комментариях примеры того, как этот вопрос решается в ваших семьях.
Откуда у ребенка деньги?
Деньги поступают нашим детям различными путями. Во-первых, это может быть регулярно выдаваемая фиксированная сумма, с которой ребенок волен распоряжаться по своему усмотрению. Причем в сумму карманных денег не должны быть включены деньги, скажем, на школьные завтраки, экскурсии или на проезд. Это также не снимает с родителей обязанность материально участвовать в детских развлечениях, покупать одежду сыну или дочери и, конечно же, еду.
Второй источник доходов ребенка – денежные подарки. Это могут быть целевые подарки (скажем, на новый скейт) или же просто деньги, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Подарки могут быть за какие-либо достижения или "просто так", последними, правда, не стоит злоупотреблять.
Кроме того, деньги ребенок может и заработать, даже совсем маленький ребенок. Как именно? Об этом мы расскажем чуть позже.
Еще один способ "разбогатеть" - это накопить определенную сумму денег. Этому ребенка тоже нужно учить.
Фиксированные выплаты
Как считает врач-психиатр, кандидат медицинских наук Елена Батаева, если вы выдаете ребенку фиксированную сумму денег, то должны «забыть о ней», не контролируя того, что ребенок покупает. Этим вы приучаете его к самостоятельности и планированию своих расходов. А вот ее коллега, психолог Виктор Смашной, считает, что контролировать детские расходы все-таки нужно: ведь ребенок, особенно младшего возраста, еще плохо представляет, что такое деньги и какова их ценность. Однако и он считает, что лучше всего ребенку выдавать фиксированную сумму.
"Делать это нужно не раз в месяц, как мы получаем зарплату, а еженедельно. Время в детстве тянется очень медленно и месяц для ребенка - это слишком длинный срок. Контролировать траты ребенка нужно подспудно, не заставляя сына или дочь отчитываться о каждой потраченной копейке. Жесткий контроль за каждой покупкой, со сличением чеков с ценниками, теряет всякий смысл обладания карманными деньгами", - считает он.
Оба специалиста обращают внимание родителей, что "глупости", на которые ребенок может потратить выданную ему наличность, являются таковыми только в представлении взрослых. Следует помнить, что для ребенка это важное приобретение.
О том, какую сумму предоставлять в распоряжение ребенка, в каждой семье решается индивидуально. В первую очередь это зависит от финансовых возможностей родителей и возраста ребенка. Очевидно, что у подростка финансовые запросы куда больше, чем у первоклашки. Чаще всего родители начинают давать карманные деньги после того, как ребенок идет в первый класс, но практика показывает, что и детсадовцам можно доверять небольшие суммы. Если ребенок получает еженедельную фиксированную сумму денег, то родителям нужно прекратить покупать ему всякие мелочи, теперь это его "головная боль".
Выдача денег и сумма еженедельных выплат не должна зависеть от поведения ребенка. Поведение и характер должны формироваться при помощи других рычагов воздействия. Некоторые родители практикуют выплаты своим детям за хорошие оценки, мотивируя это тем, что, дескать, учеба - это тоже работа, причем работа сложная, а хорошо выполненное дело должно поощряться. Мнения специалистов и на этот раз разделились.
"Я считаю, что поощрять детей за хорошие оценки не нужно, так как учиться - их обязанность. Поощрять можно лишь за выдающиеся результаты в учебе. Причем поощрять лучше не деньгами, а покупкой какой-нибудь особо желанной вещи", - считает Е.Батаева.
А вот В.Смашной ничего плохого в таки выплатах не видит: "Я не считаю, что это может как-то навредить, однако подходить к этому вопросу нужно тонко. Скажем, не только выплачивать деньги за хорошие оценки, но и разработать систему штрафов за плохие".
По его мнению, система выплат за оценки стимулирует учебу и избавляет родителей от еженедельных денежных вливаний.
Учим копить
Если ваш младший школьник или дошколенок получает еженедельную фиксированную сумму, то первые же полученные деньги он обязательно потратит очень быстро. Не вмешивайтесь, дайте ему это сделать, несмотря на последующее разочарование, а то и слезы. Пусть это первое финансовое фиаско наглядно покажет маленькому человеку, к чему может привести расточительность.
Объясните ему, что, получив определенную сумму, совсем не обязательно тратить ее всю и сразу. Наоборот, несколько купюр можно отложить в специально заведенную для этого коробочку и так поступать каждую неделю. Увидите, как понравится это ребенку. Причем копить нужно не "просто", а "на что-то". Для того чтобы стимулировать процесс накопления родителям и всем домашним можно тоже в этом поучаствовать, периодически подкидывая в заветную коробочку какую-нибудь мелочь.
Накопление приучает ребенка к финансовой дисциплине и терпению.
Заработать самому
Некоторые родители практикуют систему выплат за разного рода домашнюю работу: мытье посуды, застилание постели и так далее. Это не совсем правильно, единодушно считают специалисты. Ребенок с детства должен знать, что существует круг обязанностей перед собой и близкими, которые человеку нужно выполнять ежедневно и пожизненно: от правил личной гигиены до уборки квартиры. Прогулки с собакой, кстати, тоже прямая обязанность всех домашних, а вот прогулка с чужой собакой - это уже работа, за которую можно получать деньги. Этап "зарабатывания" становится, как правило, следующим пунктом финансового обучения после карманных денег.
Список подобного рода "работ" можно написать длинный. Скажем, за стрижку газона возле дома и поддержание его в должном порядке тоже можно платить деньги, причем заниматься этим может не один ребенок, а несколько. Ученику старших классов заработать денег во время каникул еще проще.
Если ребенок деньги зарабатывает, а не получает от родителей, значительно повышается его самооценка. С этого момента сыну или дочери стоит рассказать, что такое семейный бюджет, из чего он складывается. Не забудьте объяснить, что такое обязательные траты (коммунальные услуги, оплата телефонов, налоги и т.д.).
Кроме того, стоит предложить ему, как человеку, зарабатывающему самостоятельно, принять посильное участие в формировании семейного бюджета. Например, в таком варианте: покупать в булочной хлеб для всей семьи на свои собственные деньги.
Роль "работодателя" могут выполнять и сами родители, однако лучше, если это будет кто-нибудь из знакомых, разумеется, что при этом "зарплата" все равно будет идти из родительского кошелька. Только нужно обязательно следить, чтобы работа ребенка не мешала его основному занятию – учебе.