Ф. Высоцкий: «Воспоминания о малой родине придают силы в работе»
Франца Мечиславовича Высоцкого, проктолога-хирурга, заведующего Минским городским центром колопроктологии, коллеги знают как кандидата медицинских наук, автора более сорока научных работ, который имеет три патента на изобретения. Его деятельность как специалиста и ученого была отмечена знаком «Отличник здравоохранения Республики Беларусь». В 2009 году признан победителем республиканского конкурса «Врач года» по специальности «Хирургия». А жители деревушки Соколы Бастунского сельсовета помнят его беззаботным мальчишкой, который вырос у них на глазах, и гордятся своим именитым земляком. Накануне Дня белорусской науки корреспондент «ВГ» пообщалась с Францем Мечиславовичем. Во время непринужденной беседы он рассказал о своем становлении как врача, ученого и поделился душевными воспоминаниями о малой родине.
— Я никогда не скрываю, откуда родом. Мне приятно приезжать в родные места, даже сердце щемит. Наверное, с годами становишься сентиментальнее, больше тянет к корням. Как минимум два раза в год стараюсь бывать на Вороновщине. Обязательно в День памяти, чтобы посетить осовское и жирмунское кладбища, где похоронены мои деды и родители. Конечно же, приезжаю погостить у брата Лешека в Вороново. Иногда захожу в родительский дом, который стоит у дороги. Там, правда, живет другая семья. Но мне приятно, что в его окнах горит свет, в нем звучат детские голоса. Бывает, с соседями разговорюсь, узнаю местные новости. И невольно вспомню себя в детстве. Как мы гурьбой, человек под двадцать, шли в Бастунскую тогда еще среднюю школу. Зимой в морозы ездили на автобусе. Лень было в такую погоду пешком ходить. А зимы тогда были снежные, почти такие же, как в этом году. Может, снега было больше. Хотя нам в детстве все казалось большим… И вот такой толпой приезжали за час до занятий и… шалили немножко. Интересно было. Всегда с теплотой вспоминаю школу, учителей. Особенно тех, которые сыграли большую роль в моей жизни. Когда решил поступать в Гродненский медицинский институт, меня очень поддержали классный руководитель Чеслава Петровна Бондарь, первый учитель Евгения Ивановна Гурская, директор школы Чеслав Болеславович Равлушевич, учитель математики Регина Чеславовна Хрол. Спасибо им большое.
— Франц Мечиславович, в одном из интервью Вы отметили, что на Ваш профессиональный выбор повлиял старший брат Юрий.
— Действительно. Когда я пошел в первый класс, Юра поступил в Гродненский мединститут. И это стало для меня своеобразной профориентацией. С братом мы были очень близки. Все-таки в одной профессии, было о чем поговорить. К сожалению, четыре года назад его не стало… (Помолчав, собеседник продолжил) Во время моей учебы в институте было только два факультета — лечебный и педиатрический. Отдал предпочтение лечебному делу. На первом курсе не думал, что буду заниматься наукой. Но твердо знал: хочу быть хирургом. Поэтому будучи студентом ходил на дежурства в больницу, участвовал в операциях — меня брали ассистировать. После окончания института интернатуру проходил в Лиде, где получил отличную практику. Затем научный гранд в польском городе Лодзь. Задумался о дальнейшем образовании в области хирургии и поступил в ординатуру. Вот так попал в Минск, где сейчас и живу.
— Франц Мечиславович, когда Вы решили сделать первый шаг в науку?
— В начале профессионального пути я думал, что достаточно быть хорошим хирургом с золотыми руками. Но скоро понял: хирургия без науки — это ремесло. К тому же, считаю, после университета хирург как специалист формируется в течение десяти лет. Это долгий процесс с обязательной постоянной практикой: дежурства в клиниках, операции, ассистирование во время их. Надо быть «боевым конем», чтобы действительно стать специалистом. И вот здесь желательно заняться наукой — она украшает работу, не превращает ее в рутину, хотя и отнимает много времени.
Серьезно наукой я стал заниматься во время учебы в ординатуре. У меня был хороший учитель Александр Владимирович Воробей. В то время он уже был кандидатом медицинских наук, заведующим отделением проктологии, сейчас — профессор, член-корреспондент Академии наук, академик. Благодаря ему познакомился с колоректальной хирургией, или, как ее еще называют, проктологией. Он взял меня в свое отделение, и так постепенно началась моя научная карьера. Будучи соискателем под началом Александра Владимировича защитил кандидатскую диссертацию.
— И сейчас у Вас несколько патентов на изобретения…
— Когда пишешь научную работу, обязательно вносишь какие-то свои новшества, которые позже превращаются в патенты. У меня была чисто практическая работа под названием «Хирургические аспекты долихоколона». Обосновывал материал исходя из результатов своей профессиональной деятельности. Это был серьезный и кропотливый труд — нужно было изучить много работ других ученых — как наших, так и зарубежных — и убедиться, что никто до меня это не исследовал и моя работа имеет новизну. Как итог — три патента как раз касающиеся раздела колоректальной хирургии, а именно операций при врожденной аномалии толстой кишки, вызванных ею осложнений.
Бывает, кто-то другой пишет работу, защищает ее, а ты помогаешь в этом, участвуешь в исследованиях. При таком коллективном труде патент могут иметь 5-6 человек.
— Вы не раз проходили стажировку в различных странах. Что из европейского опыта хотели бы внедрить в Беларуси?
— Лодзь, Люблин, Москва, Рига, Вильнюс, Вена — это далеко не полный перечень городов, где я перенимал опыт у коллег или делился собственным. Нужно обязательно принимать участие в различных конференциях, мастер-классах, выезжать на стажировки. Это прекрасная возможность узнать что-то новое, что можно применить в своей работе. А если сидеть на месте, то не будет необходимого развития. Впрочем, как и в любой другой профессии. Что касается внедрения технологий, хочу отметить: они сопровождаются значительными финансовыми затратами. Здесь скорее вопрос, можем ли мы себе это позволить? Операционная сегодня, даже та, которая есть у меня сейчас, оборудована серьезной техникой. И мы в городском центре колопроктологии имеем достаточно неплохую базу.
— Франц Мечиславович, в таком круговороте дел у Вас, чувствуется, мало свободного времени, которое можно посвятить, например, хобби?
— Конечно, с утра до вечера я в разъездах по клиникам: то приемы, то операции. У меня отделение с интенсивной работой, где выполняем полторы тысячи операций в год. К тому же, на протяжении двадцати лет работаю параллельно — помимо государственной клиники, в двух частных. Супруга, которая тоже врач, понимает мою занятость и поддерживает меня. Вместе с тем уже давно стараюсь выходные освобождать для семьи. С женой и тремя детьми любим активный отдых: летом — горный велосипед, зимой — горные лыжи. С удовольствием выезжаем за город на наш хутор.
— Наверное, трудно сохранять бодрость в ежедневной суете, шуме мегаполиса?
— Для этого есть у меня небольшой секрет. На столе в рабочем кабинете стоит фотография родительского дома. Взгляну на нее — и усталость как рукой снимает, чувствуется прилив сил. А еще мне всегда приятно, когда звонят земляки. Будто получаю теплый привет с малой родины.
Беседовала
Марина КОНДРАТОВИЧ.