Все говорят о фильме, который идет 700 часов и где много секса и насилия. За что его ругают?
Вчера в Париже начался показ проекта «Дау», который задумывался как байопик о советском физике Льве Ландау, а получился 700-часовым (!) киноперформансом о власти СССР в целом. В фильме много сцен секса и насилия, и, похоже, актеры их не играли, а проживали на самом деле. Это как раз то, что сильно возмущает первых зрителей. Отвечаем на вопросы, которые должны были возникнуть у вас после того, как вы дочитали этот гигантский лид до конца.
1. 700 часов? Что за ерунда?
Только вдумайтесь: производство арт-проекта длилось 13 лет, в «Дау» входят 13 фильмов и сериалов разной длительности, а еще конференции, концерты и выставки — вот вам и 700 часов. Съемки начались с 2008 и шли три года, и все это время актеры (их было около 300) жили в специально созданном харьковском павильоне, максимально приближенном к условиям в СССР. Кстати, практически все актеры были непрофессионалами.
2. Кто это вообще придумал?
Сценарий «Дау» написал российский писатель-концептуалист Владимир Сорокин (вы можете знать его «Голубое сало», «Лед», «Манарага»). В качестве режиссера выступил Илья Хржановский ― российский постановщик, сценарист и продюсер, автор единственного фильма «4», а еще член Европейской академии киноискусств и Гильдии кинорежиссеров России. То, что получилось и Сорокина и Хржановского, ни в коем случае не стоит считать прямой биографией Ландау.
3. Окей. А где снимали?
Для съемок «Дау» в Харькове построили павильон с воссозданными советскими улицами, Институтом, где работал Ландау, и столовой. Во время съемок актеры практически поселились здесь, и Хржановского не раз критиковали, мол, он унижал актеров и подвергал их опасности, дабы взаправду передать атмосферу советского времени. Альбина Ковалева, продюсер Би-би-си, участвовавшая в съемках, подтверждает, что режиссер сознательно ставил участников в тревожные ситуации и вызывал у них клаустрофобию неровными лестницам и темными коридорами.
4. Я, конечно, догадываюсь, но все-таки спрошу: а чего зрители ругают фильм?
После первого фидбэка в соцсетях начали говорить об этичности картины. Французская Le Monde писала, что все сцены секса и насилия были настоящими: в эпизоде, где КГБ мучает Наташу, актриса действительно засовывает себе в вагину бутылку. Если верить кинокритику «Медузы» Антону Долину, Наташу сыграла женщина, применяющая БДСМ-практики и вообще-то давшая согласие на съемки. Белорусский режиссер Никита Лаврецкий парирует: «Из теоретической легальности („совершеннолетние участники“, „были предупреждены“, „дали согласие на съемки“!) никак не следует этичность, а факты из личной жизни человека (будь то „БДСМ-практики“ или бомжевание) никак не могут приводиться в качестве аргумента в пользу права на издевательства».
5. Так, а по итогу — что правда, что нет?
Как объяснила литературный критик Анна Наринская, граница между реальность и актерской игрой вот в чем: «Когда в „Дау“ секс, испражнения и драки — это все взаправду. А когда смерть и инцест — нет». Допустим.
6. Что после всего случилось с декорациями?
«Коммерсантъ» писал о том, что после завершения съемок в 2011 году по сюжету в Институт ворвалась группа неонацистов, разгромивших здание и убивших всех сотрудников (там было много евреев). На руинах прошел рейв, на который пригласили нью-йоркского диджея Spooky и канадскую певицу Peaches.
7. Хочу посмотреть. Какую визу открывать и к чему готовиться?
Вам — во Француию. Показы в Париже длятся по 24 часа и будут проходить в трех пространствах Парижа — театре Шатле, Театре-де ля Виль и Центре Помпиду. Правда, будьте готовы, что перед суточным показом вас попросят сдать смартфон, заполнить анкету о себе и побеседовать со священнослужителем.