С 6 по 9 февраля состоится 26-я Минская международная книжная выставка-ярмарка. Но уже сегодня проходят мероприятия, на которых представители книгоиздательской отрасли обмениваются мнениями и пытаются найти пути решения важных проблем, стоящих как перед издателями, так и перед продавцами книг.
Первый круглый стол прошел в пресс-центре «АиФ». На нем собрались не только участники книжного рынка – те, от кого зависит появление литературных новинок на наших полках, - но и блогеры, пишущие книжные обзоры и помогающие сориентироваться в большом мире печатной литературы.
Первый вопрос, заданный заместителю министра информации Беларуси Игорю Бузовскому писательницей и блогером Марией Мартысевич о том, рассматривается ли в Беларуси снижение НДС на книгоиздание, задал тон дискуссии.

Игорь БУЗОВСКИЙ ответил, что сейчас собираются предложения и мнения представителей книгоиздательской сферы, которые бы позволили выработать в дальнейшем такие подходы, которые дадут наибольший эффект в работе.
- Действительно, часто в разговорах одной из проблем называют налогообложение, - отметил замминистра. – Но потом оказывается, что 20% НДС - не самая главная проблема. В конечном итоге выясняется, что отсутствует продвижение, которое формирует в том числе цены на книги, влияет на возможности успешно их продавать.
Как продвигать?
Как оказалось, в Беларуси важность продвижения изданных книг понимают далеко не все. Часто бывает так, что книги поступают в книжный магазин - и дальше их судьба издателей и авторов не беспокоит. Андрей ЯНУШКЕВИЧ, владелец издательства «Янушкевич», убежден, что такая позиция в корне неправильная.

- Должен ли автор продвигать свои книги? Продвижением должна заниматься та структура, которая владеет правами на книгу. Нужно это прежде всего для того, чтобы ее продать. Автор также должен участвовать в продвижении своих книг, потому что он создатель и без него достучаться до читателей очень нелегко. Продвижение должно включать презентации, творческие встречи, чтобы автор стал узнаваемым. Например, в договоре, который наше издательство заключает с авторами, есть обязательный пункт, гласящий, что они обязаны участвовать в мероприятиях рекламного характера по продвижению книг. Неправильно, когда писателя после выхода книги ее судьба больше не волнует. В мировой практике есть случаи, когда издательства отказываются от сотрудничества с такими авторами. Конечно, если речь не идет о культовых писателях. Иначе книги продавать очень тяжело.
Личный опыт
Один из авторов, сотрудничающих с издательством «Янушкевич» - Надея ЯСМИНСКА, у которой в 2018 году вышло 6 книг, – на личном примере рассказала, как писатели должны заниматься продвижением своих творений:
- Некоторые авторы считают, что продвижение книг необходимо. Некоторые категорически против и избегают встреч с читателями. Я из тех, кто активно продвигает свои книги и получает от этого удовольствие. Для этого я разработала план мероприятий. Первое, чем я занимаюсь каждодневно один-три часа – веду аккаунты в соцсетях. Это площадки для информирования о моем творчестве, интересных проектах. Есть у меня и книжный блог, на который подписаны 24 тыс. человек. В нем я рассказываю о книгах, рассуждаю о писателях и размещаю информацию о своем творчестве. В оффлайне я тоже очень активна: встречаюсь с читателями, принимаю участие в фестивалях, презентациях. В прошлом году состоялось как минимум 60 выступлений.

Моя основная аудитория - учащиеся 1-4-х классов, недавно начала работать с подростками. Варианты работы разнообразны – это спектакли, представления, викторины, мастер-классы. Детям нравится, но самый главный результат – после выступлений они проявляют интерес к моим книгам. Когда я стала писателем и начала издавать книги, то не получала никаких должностных инструкций, что должен и чего не должен делать писатель. Ко всему пришла опытным путем. А если такое продвижение приводит к обоюдному удовольствию сторон, то почему нет?
Налоговая нагрузка
Андрей Янушкевич также коснулся проблемы высокого налогообложения:
- В Беларуси, в отличие от соседних стран, к книге относятся как к обычному продукту, а не как к культурному, - отметил издатель. – В Польше НДС на книги - 5%, в Литве – 9%, в России – 10%, в Украине – ноль. Высокий НДС 20% в Беларуси влияет на то, что цена книг очень растет, они становятся недоступны для покупателей. У нас самые дорогие книги среди соседних стран! Еще одна проблема – книготорговые организации работают по старинке в части реализации продукции. Сегодня 50% нашей выручки где-то «зависает», а если бы мы быстро получали деньги за свой товар, это бы улучшило финансовую ситуацию и позволило направлять средства на развитие. А из-за того, что книги долго не продаются, мы не имеем возможности издавать новые. На мой взгляд, выходом бы стало, если бы книжные магазины брали на себя больше ответственности за продвижение печатных изданий.

Директор магазина «Академическая книга» Ольга ГЛУХОВСКАЯ рассказала об обращении в Мининформ с рядом предложений и посоветовала представителям отрасли, которых волнует отмена НДС, подключиться со своими предложениями или создать собственную инициативную группу.
- Что касается продвижения книг, раньше я была уверена, что этим должно заниматься непосредственно издательство, поскольку у нас хватало своей работы. Но сегодня ситуация такова: из-за Интернета у нас внушительный отток покупателей. Большое количество книг можно скачать, причем с нарушением авторских прав. Поэтому мы весьма озадачены этой проблемой и понимаем, что продвижение должно подразумевать комплекс мероприятий совместно с издательствами. Не со всеми это получается, поэтому магазин прилагает усилия, чтобы проводить незатратные мероприятия. Один из распространенных маркетинговых ходов, который мы применяем, - размещение информации о тех или иных изданиях на витрине. Также стараемся проводить мероприятия в форматах, приемлемых для розничного книжного магазина: старт продаж, автограф-сессии. Активно продвигаем информацию в соцсетях. Но есть пожелание к издателям активнее работать с сотрудниками магазинов, которые могут рассказать о пожеланиях читателей.
Индивидуальный подход
Заведующая филиалом ОАО «Белкнига» «Центральный книжный магазин» Инга БЕКИШ также призвала издателей и авторов активнее работать с продавцами, чтобы у них был шире кругозор и они могли большей информацией делиться с читателями.
- Важно, чтобы продавец мог донести до покупателя всю важную информацию о книге, когда она появилась на полке, - подчеркнула Инга Бекиш. – У нас был удачный опыт сотрудничества с издательством «Регистр», когда сами авторы стояли за прилавком. Это сработало! Если у нас будет индивидуальный подход к каждому покупателю, тогда будет хороший результат!
Руководитель отдела сопровождения краудфандинговой площадки ulej.by Алина ЛИСАКОВИЧ, делясь итогами работы площадки, рассказала, как происходит продвижениекниг :
- Мы сами продвижением не занимаемся, но учим авторов, как сделать так, чтобы об их литературных проектах узнало как можно больше людей. Безусловно, необходимо использовать такой инструмент, как соцсети – для каждой книги, на издание которой собираются деньги, можно создавать отдельную страницу. Здорово, если о вашей книге могут рассказать лидеры мнений, например, деятели культуры, точке зрения которых доверяют. Или блогеры, например, родители, заинтересованные в том, чтобы эта книга вышла. Мы советуем обращаться в онлайн-издания, правда, им не всегда интересно просто писать о краудкампаниях, а нужен интересный инфоповод. Также советуем делать рассылки в крупные компании, организации, где тысячи сотрудников могут ознакомиться с информацией о сборе средств.
Игорь Бузовский резюмировал, что во время выставки-ярмарки будут активно обновляться тематические страницы в соцсетях, чтобы оперативно получать самую свежую информацию о том, что происходит на выставке, и о книжных новинках. Замминистра напомнил о запланированных мастер-классах, обсуждениях, обменах мнений и пригласил заинтересованных в этом принимать активное участие.