Кричев дал путевку в жизнь
Жил-был в деревне Кашаны Кричевского района парнишка Андрей Тринченко. Учился в кашанской начальной школе, помогал родителям по хозяйству. В пятый класс стал ходить в местечко Молятичи, что в семи километрах от Кашан. В теплые дни дорога до школы была веселой, а вот осенью и зимой дети месили грязь и снег то в лаптях, то чунях. Во время этих походов Андрей и его друг Кирилл Мироненко надумали учиться в городе и не просто учиться, а получить рабочую специальность. Решить – решили, но в город в лаптях не пойдешь. Поэтому во время летних каникул ребята пошли зарабатывать деньги. Грузили песок на платформы на строительстве железнодорожной ветки Рославль-Могилев-Осиповичи. За 8 часов работы получали 7 рублей 31 копейку. Денег хватило не только на ботинки, но и на брюки и рабочий комбинезон.
И вот в сентябре 1928 г. Андрей и Кирилл поступили в Кричевскую профтехническую школу. В профтехшколах молодежь получала профессию, совмещая практическое обучение с теоретическим образованием. В середине 20-х годов на базе профтехшкол создавались учебно-показательные мастерские.
Одной из таких школ была известная в БССР кричевская профтехшкола. Здесь учились не только кричевские ребята, но и приехавшие из Пропойска, Черикова, Слуцка и других городов республики. В школе работали классные мастера-преподаватели. На всю жизнь запомнились Андрею инструктор по кузнечному делу Киселев, инструктор токарного дела Филимонов и другие. Директором школы был инженер из старой интеллигенции Столяров, выделявшийся свой формой железнодорожника с отличительными знаками. В 1930 г. Столярова сменил коммунист Бокшеев, глубоко убежденный в конечной победе коммунизма во всем мире.
Все, что происходило в стране, находило свое отражение в жизни учащихся Кричевской профтехшколы.
Как известно, в 1927-1928 гг. в стране разразился хлебозаготовительный кризис, а в следующие годы небывалая засуха в зерновых районах. В стране не хватало продовольствия, и это остро ощущали на себе ученики профтехшколы. Андрей Александрович вспоминал, что питание в столовой было скудным: на первое – перловый суп з недозрелыми помидорами, не второе – перловая каша. Но это не мешало учащимся жить интересно, активно. В школе, как и по всей республике, организовывались диспуты на самые разные темы. Так, на одном из собраний учащиеся школы обсуждали пути построения социализма. Старшекурсник Козлов горячо доказывал правоту точки зрения Сталина, его сокурсник Черняк не менее горячо защищал позицию Троцкого. Подобного рода диспуты не были чем-то экстраординарным.
В начале 30-х годов большое внимание уделялось подготовке юношей к службе в армии. Ребята учились стрелять из винтовок, прыгать с парашютом, плавать. Для подготовки будущих парашютистов кричевская комсомолия решила построить парашютную вышку. Самое активное участие в строительстве принимали ребята из профтехшколы.
В учебных заведениях популярными были военные игры. Это тоже была своеобразная подготовка молодежи к военной службе. Об одной из таких игр рассказывал Андрей Александрович. Кричевские ребята должны были штурмовать «оборонительные сооружения» учащихся Чериковской школы. Кто-то из кричевцев высказал интересную идею «подавить противника» чем-то неожиданным, громким. Идея понравилась, придумали деревянные трещотки, имитирующие пулеметную стрельбу. «Противник» не ожидал такой «стрельбы» и сдался.
Время учебы Андрея в школе совпало с годами коллективизации. Комсомол города привлекался к мероприятиям разного рода на селе. Так, комсомольцы кричевской профшколы участвовали в строительстве силосных ям в близлежащих колхозах.
Годы учебы в школе были временем первых встреч с девушками. Андрей хорошо танцевал, его друг Кирилл тоже. Вот и познакомились на танцах в городском парке с хорошими девчатами Валей Кривоносовой и Ганулей Сивоедовой. Вместе гуляли по городу, ходили на школьные вечера, в городской парк.
Четыре года учебы пролетели быстро. В январе 1932 г. состоялся очередной выпуск молодых рабочих Кричевской профтехшколы. Андрею присвоили квалификацию слесаря-токаря 4-го разряда и направили на работу в Могилев в кустпромсоюз — объединение мелких кустарных мастерских по изготовлению примитивной техники. Мастер участка подвел Андрея к неисправному токарному станку:
— Работай.
— Так он же неисправен.
— Исправь, а если не нравится, можешь убираться на все четыре стороны.
Такая встреча как обухом по голове ударила. Андрей не выдержал и на второй день махнул в г. Горловку на Донбассе. Там на машиностроительном заводе началась его трудовая деятельность, продлившаяся многие десятки лет.
А Кричев навсегда остался в памяти Андрея Александровича Тринченко городом самых лучших, неповторимых юных лет.
Таисия БОБКОВА.