В чиновники в Беларуси берут на основании заслуг, но без правил
22.01.2019 08:51
—
Разное
Доктор социальных наук Татьяна Чулицкая рассказала об интересных аспектах, связанных с государственной службой в Беларуси.
Действующий в Беларуси с 2003 года Закон о госслужбе постоянно пересматривается. Исследователи насчитали как минимум 13 его обновлений.
— Вместе с тем у нас, как ни странно, нет общего закона о государственном управлении. У нас нигде не закреплены основные базовые принципы, на которых все должно быть построено, — сообщила доктор социальных наук Татьяна Чулицкая во время презентации исследования «Насколько эффективно работают государственные институты в Беларуси и Украине?».
Озвученные экспертом выводы исследования, посвященного эффективности работы государства в Беларуси, представил Thinktanks.by.
Также эксперт затронула тему количества госслужащих. Она напомнила, что в Беларуси было как минимум две попытки их сокращения, но результаты этих процессов весьма спорны. Остались вопросы по поводу того, сколько было в результате людей сокращено и кого сокращали.
При этом Татьяна Чулицкая признала, что все назначения госслужащих в Беларуси де-факто политические.
Закон о госслужбе предусматривает набор в ряды госчиновников на основании на основании заслуг, но нет никаких инструментов и правил их определения.
Кроме того, решения о принятии на госслужбу субъективны, так как зависят от личных решений глав ведомств. При этом отсутствуют ограничения для личностных решений относительно кандидатов на госслужбу.
«Еще один важный момент, связанный с качеством работы госслужащих, заключается в том, что они работают по краткосрочным или среднесрочным контрактам – 2 года или 5 лет. Это тоже снижает возможность независимости государственных служащих», - высказала мнение исследователь.
Налогообложение
По словам Татьяны Чулицкой, несмотря на нереформированный государственный аппарат, Беларусь имеет эффективную налоговую систему. Собираемые налоги составляют 25% от ВВП страны или 83,2% консолидированного бюджета.
В Беларуси существует возможность заплатить налоги онлайн, однако она сопряжена с многочисленными сложностями.
При этом эксперт отметила, что по данным Всемирного банка, средняя доля налогов для бизнеса составляет 52,9% от доходов.
Инфраструктура
Далее исследователь обрисовала ситуацию с инфраструктурой, начав с Белстата. «В Беларуси существует статистическая система, она признается на международном уровне, она достаточно развитая и у нас существует дигитальная система сбора данных», - рассказала Татьяна Чулицкая.
Она также отдельно остановилась на вопросах регистрации, обратив внимание, что в стране нет единой системы сбора данных. Разные госорганы имеют разные базы, в результате чего возникают сложности с обменом информации.
В Беларуси также хорошо функционирует земельный кадастр и имеется значительная дорожная и транспортная инфраструктура, доставшаяся от СССР в относительно неплохом состоянии. Однако в транспортной сфере имеются проблемы, связанные с ухудшением железных дорог, низкой скоростью железнодорожного и общественного пассажирского транспорта, отсутствием финансовой устойчивости общественного транспорта, который зависит от субсидий.
Образование
В Беларуси происходили многочисленные изменения школьного образования, но без реального реформирования. Госрасходы на образование в 2017 году составили 4,67% ВВП.
В то же время Беларусь имеет высокие количественные показатели образования. Уровень грамотности составляет 99,7%, среднее образование имеют 89,3% населения. Однако, по мнению исследователей, белорусское образование имеет спорные качественные индикаторы.
Здравоохранение
Белорусское здравоохранение названо приоритетом государственной политики, но в нем с 1990-х годов также отсутствовали значимые реформы.
«В Беларуси, в отличие от очень многих стран бывшего СССР, сохранилась универсальная система доступа к услугам здравоохранения. Вместе с тем у нас отсутствует система обязательного медицинского страхования, что делает Беларусь достаточно уникальной в сравнении с соседними странами», - отметила Татьяна Чулицкая.
Она также обратила внимание, что в Беларуси сохранилась советская специфика – существование особых или параллельных систем медицинского обслуживания – для милиционеров, военных или госчиносников.
В белорусском здравоохранении, как и в образовании, по словам Татьяны Чулицкой, достаточно хорошие количественные показатели, в частности, по ожидаемой продолжительности жизни, по младенческой смертности, По данным критериям Беларусь приближается к странам Западной Европы.
Региональное развитие
Минск занимает ведущие позиции среди белорусских регионов, хотя в основном они имеют относительно равное экономическое развитие. Главное неравенство существует на внутрирегиональном уровне – проблема города и деревни.
Основными источниками экономического роста в регионах являются промышленность, строительство и торговля.
Зачастую экономический рост обусловлен сохранением поддержки государством градообразующих предприятий.
Существуют также различия в ожидаемой продолжительности жизни. В Минске она выше.
Кроме того, имеются различия внутри областей – производственная база концентрируется вокруг больших городов. В результате в 14 из 118 районов Беларуси проживает 39% населения страны.
Некоторые выводы
Татьяна Чулицкая озвучила определенные выводы, сделанные по итогам исследования эффективности работы государственных институтов в Беларуси.
В частности, в Беларуси существует высокая степень централизации и политизации государственной службы. При этом государственная политика разрабатывается Администрацией президента.
Некоторые инфраструктурные сервисы и услуги хорошо развиты и существуют в электронном виде (с разной степенью функциональности), что снижает возможность коррупции, но остальные показатели эффективности не так успешны.
В стране имеется относительно высокое качество услуг здравоохранения и образования.
Региональное неравенство сложно оценить, но оно не слишком большое, а государство гарантирует равный доступ к услугам для населения, несмотря на то, что их качество различается.
При этом Татьяна Чулицкая обратила внимание, что при качественной оценке эффективности, в отличии от количественной, возникали многочисленные «но».
В целом эксперты признали уровень эффективности госуправления в Беларуси средним.