Бизнес-союзы: зарубежные сети угрожают суверенитету

Источник материала:  
21.01.2019 15:53 — Разное
Высокая зависимость розничной торговли Беларуси от иностранных торговых сетей угрожает экономическому суверенитету страны, заявляют бизнес­-союзы и просят МАРТ принять меры.

Бизнес-союзы: зарубежные сети угрожают суверенитету
Об этом говорится в письме на имя главы министерства Владимира Колтовича, подписанном ведущими объединениями предпринимателей.

«Фактически монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии. Чаще — и первое, и второе. 

В обозримой перспективе именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей будет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто — нет», — говорится в письме предпринимательских объединений, имеющемся в распоряжении редакции издания "Белорусы и рынок".

В качестве примера представители бизнес-союзов привели ситуацию с фабрикой «Витьба», у которой сеть «Евроопт» в течение длительного времени отказывалась брать продукцию на реализацию.

Уже это «позволяет сделать полноценные выводы: при высоком уровне зависимости сферы розничной торговли страны от иностранных контрагентов резко возрастают риски потери экономического суверенитета нашего государства».


«Практически ничем не ограниченная рыночная сила крупнейших торговых сетей, связанная с высоким потенциалом объема продаж товаров в их магазинах, трансформируется в абсолютном большинстве случаев в жесткий диктат с поставщиками и производителями с целью отпуска в адрес сетей продукции с нулевой или отрицательной рентабельностью», — отмечается в письме.

Производители, представляющие малый и средний бизнес, не могут наладить сотрудничество с крупными торговыми сетями, поскольку не производят необходимых тем объемов продукции, не могут предоставить требуемых сетями скидок, бонусов, платы за полки и др. 

«Это убивает рынки сбыта белорусских субъектов МСП — производителей, ориентированных на потребительский рынок», — утверждают в бизнес-союзах.

Результатами такой политики станут сужение ассортимента отечественных товаров в торговой сети и ухудшение их качества, полагают представители делового сообщества. «О развитии малого производственного предпринимательства в стране можно будет забыть», — утверждают они в письме.

За 2016—2017 годы 17 крупнейших торговых сетей увеличили свою долю в товарообороте страны на 15%, и эта тенденция сохраняется. 

«Ситуация очень напрягается. Малое предпринимательство стремительно теряет свои позиции, а ведь страна приняла стратегию развития малого предпринимательства, поэтому мы должны его всячески поддерживать. В связи с этим нужно принять комплекс мер», — заявил «БР» Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, подписавшей письмо в МАРТ.

Более того, монополизм сетей несет в себе «риски экономического коллапса национального масштаба» в случае неплатежеспособности хотя бы одной из них, уверены предприниматели. По их данным, крупнейшие торговые сети имеют огромные задолженности перед отечественными и иностранными банками, поставщиками продукции, строительными организациями.


МАРТ услышал голос предпринимательских объединений и создал межведомственную рабочую группу, которая проанализирует ситуацию и примет необходимые меры. В министерстве пообещали, что правила работы торговых сетей будут изменены. Первое заседание рабочей группы прошло 15 января. Как предполагается, со стратегией изменений она определится в течение месяца.

По мнению авторов письма, философию изменений необходимо сформулировать следующим образом: 
«Возможность самореализации сотен тысяч человек должна быть поставлена выше возможности обогатиться нескольким десяткам». 

Для этого «необходимо конкретизировать условия прозрачного поведения крупнейших сетей, определенные законодательством, по отношению к поставщикам»; превышение доли в 20 % в товарообороте региона сделать экономически невыгодным; при открытии новых объектов с торговой площадью более 400 кв. м проводить оценку социально-экономических последствий для региона, причем при обязательном участии представителей делового сообщества; ввести дополнительные критерии для честной и однозначной идентификации торговых сетей, фактически имеющих одного собственника.

Кроме того, предпринимательские объединения считают необходимым повысить требования к ассортименту предприятий розничной торговли, не являющихся субъектами МСП, «так как мягкая ассортиментная политика регулятора привела к стремительному распространению в стране магазинов «жестких форматов», принадлежащих иностранным контрагентам: «Светофор», «Хит продаж» и др. 

В этих магазинах не продаются трудоемкие и ресурсоемкие при реализации, но крайне важные для людей продовольственные товары. Зато в широком ассортименте по самым низким в стране ценам — алкогольная продукция и продукция низкокачественного импорта. Соседство с сетями разоряет магазины формата «у дома», принадлежащие субъектам малого и среднего бизнеса».

Предприниматели призывают министерство «принять меры по снижению уровня дискриминации субъектов МСП, установлению сбалансированных, взаимовыгодных отношений между производителями, крупнейшими сетями и субъектами МСП в сфере розничной торговли». 


Представители деловых объединений отмечают, что действующее антимонопольное и торговое законодательство лишь формально создает равные и обеспечивающие высокую степень экономической свободы условия. На самом же деле они являются льготными для крупных и дискриминационными для мелких предпринимателей.

Концентрация капитала, в том числе благодаря систематическим нерасчетам с поставщиками, позволила некоторым крупнейшим торговым сетям укрепить свою рыночную силу и получить среднюю торговую розничную наценку, которая более чем в два раза превышает аналогичный показатель обычных субъектов хозяйствования. 

При этом розничные цены отличаются несущественно. Так, согласно опубликованному отчету за 2017 год и расчетам экспертов, розничная наценка в сети «Евроопт» превышает 40%, притом что среднерыночная торговая наценка составляет 20%.

«В общем-то развитие крупнейших торговых сетей связано не столько с их грамотной и эффективной работой, сколько с действительно уникальными, шикарными условиями с точки зрения конкурентной среды, в которых они сегодня оказались», — считает Виктор Маргелов.

←У Полацкім раёне выратавалі цяжарную ласіху, якая правалілася пад лёд

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика